Розница переходит в стагнацию - ВШЭ

Розница, еще недавно считавшаяся двигателем российской экономики, переходит в стагнацию - такой вывод делают эксперты Высшей школы экономики. Следующий шаг - рецессия
Экономическая ситуация в стране перестала радовать владельцев магазинов/ Александр Рюмин/ ТАСС

Если с конца 2013 г. негативные настроения были характерны для продавцов непродовольственных товаров, то к концу 2014 г. они перекинулись и на продуктовую розницу, свидетельствуют данные Высшей школы экономики (ВШЭ).

Эксперты ВШЭ оценивают индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле, исходя из ответов руководителей примерно 4000 магазинов из 78 регионов страны в ходе опросов Федеральной службы государственной статистики. Если в начале года и в III квартале этот индекс находился на отметке +4%, то за октябрь - декабрь упал на 3 п. п. до +1%. Это минимальное значение с 2009 г., отмечают авторы исследования.

Среднегодовой индекс уверенности продавцов в 2014 г. рухнул до 0%, хотя на протяжении последних пяти лет колебался в пределах 5-7%. Именно продавцы продовольствия оценивали ситуацию в отрасли наиболее пессимистично - индекс уверенности торговцев непродовольственными товарами лишь на 1 п. п. ниже, чем квартал назад: +3% в октябре - декабре 2014 г. Говоря о возможном сокращении импорта и росте цен, ритейлеры создали «преддефицитную атмосферу», что подстегнуло продажи товаров длительного пользования в IV квартале, указывают эксперты ВШЭ.

Приток покупателей в непродовольственной рознице есть, но не понятно, сезонный ли он, отмечает Дмитрий Костыгин, совладелец ритейлеров «Юлмарт», «Дикая орхидея», «Улыбка радуги», «Рив Гош» и др. Игроки рассказывают о необычно высоком спросе на квартиры, автомобили, а на товары повседневного спроса нет ажиотажного спроса, замечает предприниматель. По его мнению, это хорошо - «есть надежда на сохранение спроса в начале следующего года».

Крупные игроки не ждут провала в продажах в начале следующего года (в сравнении с началом предыдущего года). «Мы изучили опыт Украины, которая пережила похожие процессы с девальвацией национальной валюты», - говорит один из ритейлеров. В украинском случае в течение примерно трех месяцев наблюдался бум продаж, но затем сильного провала тоже не было: в гривнах сопоставимые продажи остались на уровне прошлых лет, говорит он.

Спрос на косметику и электронику сохранится, считает Костыгин: «Это относительно небольшие покупки, а потребителям надо себя чем-то баловать». По некоторым сегментам предприниматель ожидает роста продаж до 20% в I квартале 2015 г.

Один из крупнейших игроков российского розничного рынка - германская Metro Group констатировала вчера в своем годовом отчете: бурный рост розничных показателей в российской розничной торговле в основном вызван ростом цен. Украинский конфликт «не только привел к экономическим проблемам в самой Украине, но и продолжает негативно влиять на и так замедляющуюся российскую экономику», отметила компания, развивающая в России сеть Metro Cash & Carry.

Основные риски, которые указывали в ходе исследования ВШЭ предприниматели, - финансово-экономическая напряженность, прекращение роста реальных располагаемых денежных доходов населения, негативное влияние продовольственного эмбарго. «<...> Ритейл постепенно теряет статус основного драйвера роста для экономики в целом, характерного для отрасли в последние два года, и постепенно погружается в стагнационный дрейф с последующим возможным переходом в фазу рецессии», - говорится в обзоре ВШЭ.