РЖД с нового года не будет управлять порожними рейсами ФГК

РЖД с нового года не будет управлять порожними рейсами ФГК. Теперь монополия разрабатывает новую схему управления вагонами
Евгений Разумный/ Ведомости

Передача порожних вагонов в управление РЖД по механизму «технологического аутсорсинга» не оправдала себя. Федеральная грузовая компания (ФГК) разорвала соглашение с материнской РЖД, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одной из компаний. Это подтвердил представитель РЖД - по его данным, ФГК выйдет из договора с 1 января 2015 г. Представитель ФГК от комментариев отказался.

Механизм «технологического аутсорсинга» начал работать с весны этого года. РЖД получает право управлять порожними вагонами присоединившихся к соглашению операторов, чтобы подгонять к месту погрузки ближайший свободный вагон вне зависимости от того, кому он принадлежит. Это должно было сократить оборачиваемость вагонов и затраты операторов на оплату порожнего пробега. «[Аутсорсинг] наиболее важен именно для небольших и средних компаний, которым дорого держать [административный] аппарат, филиалы на сети, информационные системы», - говорил в сентябре исполнительный директор Первой грузовой компании Александр Сапронов.

ФГК и РЖД подписали соглашение об управлении порожними рейсами в начале года. Монополия арендовала у оператора 114 000 полувагонов (почти 70% парка). Во втором полугодии СУЭК сдала ФГК более 6000 полувагонов, затем Rail Garant - более 10 000 полувагонов, шли переговоры о 25 000 полувагонов с «Новотрансом» (входит в холдинг СДС). Как рассчитывала ФГК, это позволит ей сократить число порожних рейсов в 1,5 раза и уменьшить оборот вагона на 20% до 13 суток и сэкономить 3,6 млрд руб. за год. Надежды оправдывались: с января по май оборот вагона сократился на 14,3% до 16,5 суток, к концу года он должен снизиться на 18% до 15,8 суток, производительность вагона - вырасти почти на 30% до 8826 тонно-километров в сутки.

Но снижение эффективности операторского бизнеса не позволило в течение года консолидировать под единым управлением то количество полувагонов, которое было бы необходимо для успешной реализации технологии, объясняет представитель РЖД причину выхода «дочки» из соглашения. Гендиректор ФГК Виталий Евдокименко летом говорил, что схема будет работать при минимальном парке в 220 000-250 000 полувагонов. Президент РЖД Владимир Якунин говорил, что монополии нужно до трети всего парка - более 300 000 вагонов.

Но есть и другая версия. Соглашение невыгодно РЖД, рассказывает источник, близкий к одной из сторон: в документе был предусмотрен штраф, если число порожних рейсов не сократилось до определенного уровня. РЖД не смогла достичь его, у ФГК выросли расходы на порожний пробег, поэтому РЖД теперь должна «дочке» 1,4 млрд руб., утверждает собеседник «Ведомостей». Представитель оператора и РЖД это не комментируют.

Отказ ФГК от договора с РЖД не повлияет на работу оператора, рассуждает источник, близкий к одной из компаний: в этом году выросло число грузов, которые монополия доставила вовремя.

Технология управления парком полувагонов выгодна для всех участников рынка - и это позволяет начать работу над новой моделью консолидации парка, но уже на новом уровне, сказал представитель РЖД. О сути модели он говорить отказался. По данным одного из собеседников «Ведомостей», РЖД планирует заключить с ФГК агентское соглашение, по которому «дочка» отдаст РЖД в аренду вагоны по определенной ею ставке, а РЖД найдет под эту ставку клиентов.