Статья опубликована в № 3746 от 26.12.2014 под заголовком: СМИ окружены запретами

В 2015 г. российские СМИ столкнутся с новыми законодательными ограничениями

В 2015 г. СМИ придется справляться не только с кризисом на рекламном рынке, но и с новыми законодательными нормами. Так, иностранным владельцам предстоит решить - сильно сократить присутствие в медиа или полностью довериться российским партнерам
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Глянцевые журналы под контролем иностранцев угрожают безопасности страны, считают депутаты Госдумы
Andrey Rudakov / Bloomberg

В 2015 г. в России начнет действовать запрет на рекламу на платных каналах. Соответствующие поправки летом за две недели приняла Госдума. В масштабах всего рынка ТВ-рекламы на неэфирные каналы приходится всего около 4% бюджетов, так что в абсолютных цифрах потери для рынка невелики. Другое дело, что примерно для 300 кабельных каналов это серьезно меняет бизнес-модель: у самых крупных из них на рекламу приходилось до 30% выручки. Как они будут компенсировать выпадающие доходы, не совсем понятно. Минкомсвязи и ФАС объяснили, что платные каналы и дальше смогут зарабатывать не на прямой рекламе, а на продакт-плейсменте. В результате несколько кабельных каналов уже объявили о закрытии или уходе из России, другие предупредили операторов, что будут повышать цены.

Ситуацию осложняет и то, что многие кабельные каналы в России принадлежат иностранным холдингам. К примеру, крупнейшие игроки этого рынка - шведская Viasat и американская Discovery. Но с 2016 г. иностранные компании и граждане не смогут контролировать более 20% акций или долей СМИ в нашей стране. Соответствующие поправки в закон о СМИ очень быстро - за 10 дней - Госдума приняла в сентябре. Депутаты объяснили поправки заботой о национальных интересах: ограничение поможет защитить информационное поле России от влияния Запада и «пятой колонны».

В России большое число СМИ сейчас контролируется иностранцами: помимо неэфирных каналов это прежде всего печатные СМИ. Так, крупнейшие издательские дома в стране - Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Conde Nast и т. д. - полностью или частично принадлежат американским и европейским медиахолдингам. Сложнее всего придется компании CTC Media - единственной публичной компании на рынке СМИ: 37,9% ее акций принадлежат шведской MTG Group, блокпакет принадлежит кипрскому Telcrest Юрия Ковальчука и его партнерам, еще 36% торгуются на бирже. Кроме того, многие СМИ в России зарегистрированы на офшорные компании на Кипре и Британских Виргинских островах. Никто из иностранных владельцев СМИ пока официально не объяснил, как именно будет перестраивать бизнес в соответствии с новыми нормами. Собеседники «Ведомостей» в медиакомпаниях говорят, что, скорее всего, иностранцы перепишут свои акции на доверенных российских партнеров. CTC Media, по словам источников «Ведомостей» в компании, рассматривает возможность частичной или полной продажи пакета MTG, частичный выкуп акций с биржи или делистинг и выделение вещательного бизнеса. И тут многое зависит от того, насколько жестко будут чиновники настаивать на соблюдении законодательства, которое формально ограничивает любое влияние иностранцев. Чиновник, знакомый с вопросом, сообщил «Ведомостям», что решение о том, насколько жестким будет закон на практике, пока не принято.

Наконец, всем новым иностранцам при покупке более 20% акций СМИ придется согласовывать сделку с правительством России. Соответствующую процедуру в начале года необходимо будет пройти американской Hearst, которая договорилась с финской Sanoma о покупке 50% долей российской «Фэшн пресс», издающей Cosmopolitan и Esquire.

Правда, в конце года настроения законодателей и чиновников резко поменялись. Столкнувшись с необходимостью защитить доходы государственных СМИ перед кризисом на рекламном рынке (см. врез), власти начали либерализацию рекламного законодательства. Так, для СМИ частично отменили запрет на рекламу алкоголя: теперь производители отечественных вин и шампанского могут продвинуться на ТВ, в прессе и на радиостанциях. Федеральный чиновник рассказал «Ведомостям», что в начале 2015 г. ограничения на рынке рекламы могут быть значительно ослаблены: полностью снят запрет на рекламу всего алкоголя, а также табака, смягчены условия по продвижению лекарств и т. д.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more