Продажи электроники и бытовой техники в декабре резко выросли

Магазины крупных российских продавцов бытовой техники и электроники пережили в декабре невиданный наплыв покупателей. Многие из них не скоро вернутся за покупками
Е. Разумный/ Ведомости

Продажи крупнейшего в России торговца бытовой техникой и электроникой «М.видео» подскочили в декабре прошлого года на 73% к уровню годичной давности и достигли 43 млрд руб., сообщила компания. Это более половины всей выручки за IV квартал (83 млрд руб., +52%). Сопоставимая выручка «М.видео» увеличилась в последнем квартале на 43%.

Первые три квартала бизнес ритейлера стагнировал: II квартал сеть завершила с нулевой динамикой продаж, а по итогам девяти месяцев они прибавили (год к году) всего 3,5%. Лишь декабрьский спрос помог «М.видео» показать серьезный рост годовой выручки - на 19% до 208 млрд руб. Чуть меньше - на 12% - выросли сопоставимые продажи. Сам ритейлер назвал такие результаты «беспрецедентными».

В конце года резко возросли продажи и у другого крупного ритейлера бытовой техники и электроники - «Юлмарта». Средний чек его покупателя вырос в декабре 2014 г. (к декабрю 2013 г.) на 36%, а выручка - на 20%. Пик спроса пришелся на 16 и 17 декабря - первые два дня после повышения ключевой ставки ЦБ (с 10,5 до 17% годовых), спровоцировавшего обвал рубля. 17 декабря «Юлмарт» установил «абсолютный рекорд» по суточной выручке - 400 млн руб. за один день. «IV квартал помог намного нарастить прибыль - повышение наценки на 10-12% дало рост маржинальности почти вдвое», - признается гендиректор «Юлмарта» Сергей Федоринов.

Строить прогнозы на этот год ритейлеры пока боятся. Представитель «М.видео» Антон Пантелеев говорит лишь, что компания пересматривает предыдущий финансовый план. Другой крупный продавец бытовой техники и электроники - «Эльдорадо» тоже еще оценивает перспективы.

Один из крупнейших производителей холодильников и стиральных машин в России - компания Indesit приготовилась к сокращению продаж по всему рынку. Такие ожидания подкреплены давним присутствием компании на российском рынке и наличием у нее опыта работы в условиях кризиса, объясняет директор по маркетингу Indesit Марко Фаласкетти. Впрочем, в среднесрочной перспективе Россия для Indesit все равно активно развивающийся и стратегически важный рынок, добавил он, поэтому компания планирует на 2015 г. «масштабный запуск новых продуктов и инвестиции в рекламные кампании».

И в прошлом году рост рынка бытовой техники и электроники был «близок к нулевому», если считать в долларах, говорит представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. А ожидания участников рынка на 2015 г. «очень хмурые», горизонт планирования очень сильно сократился, свидетельствует он. Кризис будет более жестким, чем в 2009 г., говорил в конце 2014 г. Дмитрий Алексеев, гендиректор и совладелец второго по выручке (по оценке Infoline) российского продавца электроники DNS: «Сокращение оборотов более чем реально».

Спрос сохранится, «другое дело, что он качественно изменится», уверен Федоринов из «Юлмарта»: «Вероятнее всего, он перераспределится в пользу недорогой электроники, а также тех товаров, которые полностью или частично производятся на территории России». С учетом таких прогнозов «Юлмарт» взялся пересматривать ассортимент. «Мы традиционно держим небольшие [товарные] остатки, чтобы иметь возможность быстро изменить ассортимент под рынок», - объясняет Федоринов.

После декабрьского ажиотажного спроса потребность платежеспособного населения в бытовой технике и электронике в значительной степени удовлетворена на год вперед, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Значит, в этом году логично ожидать снижения количества покупок. Сейчас макроэкономисты «закладываются на постепенное восстановление» экономики начиная с 2016 г. - в таком случае «М.видео» как лидеру рынка, несмотря на тяжелый год, стоило бы сконцентрироваться на развитии, возможно пожертвовав расширением сети и сосредоточившись на онлайн-сегменте, полагает Колупаева. Но в стрессовом сценарии - при длительном (дольше года) сохранении низких цен на нефть (даже $50-60 за баррель) - реальные располагаемые доходы населения будут под давлением и если рынок поймет, что это новая реальность на 3-5 лет, то ритейлеры могут начать отказываться от развития, рассуждает она. Есть риски, что и вендоры в такой ситуации начнут пересматривать планы в России: в пересчете на валюту их российский бизнес может перестать приносить прибыль. «Подобные примеры мы видели уже на рынке одежды, а недавно и Danone допустил, что при длительном ухудшении ситуации может закрыть российские заводы», - напоминает Колупаева.