Минпромторг опасается "кассового разрыва" у контрагентов РЖД из-за увеличения срока расчета до 60 дней


ОАО "Российские железные дороги" с 30 до 60 дней увеличило срок расчета с контрагентами. Об сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на протокол совещания рабочей группы Минпромторга при комиссии по мониторингу за финансовым состоянием системообразующих предприятий от 14 января. В документе говорится, что уже в феврале-марте у ряда машиностроительных предприятий может возникнуть кассовый разрыв (нехватка свободных денежных средств). Для избежания этого министерство рекомендует РЖД изменять условия поэтапно. Руководитель агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров рассчитал, что, ввиду того что большинство контрагентов ОАО "РЖД" вынуждены привлекать кредиты, отсрочка платежей до 60 дней обойдется им в среднем в 3% от стоимости контракта, или как минимум в 11,5 млрд руб.

В РЖД изданию объяснили, что увеличение периода между моментом получения от поставщиков заказанной продукции до ее оплаты нужно для сохранения утвержденного объема инвестпрограммы монополии на 2015 г. - 414 млрд руб. Инвестпрограмма может оказаться дефицитной из-за отсутствия определенности с условиями выкупа инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб. Вопрос с увеличением сроков расчетов был согласован с профильными ведомствами еще при формировании финплана компании в конце 2014 г., сказал собеседник издания.

У РЖД около 70 поставщиков, кроме компаний ТЭКа, отмечает газета. Ее общие материальные затраты в 2013 г. составили 385 млрд руб. Опрошенные "Коммерсантом" контрагенты компании опасаются, что отсрочка платежей приведет к существенному росту их расходов. Источник газеты в выпускающем локомотивы холдинге СТМ сказал, что компания работает с РЖД по авансовой схеме. По его словам, платежи осуществляются в несколько этапов в течение всего срока изготовления локомотива (120 дней), а к моменту его поставки и ввода в эксплуатацию РЖД остается должна только 5% от его стоимости. По новой схеме срок оплаты увеличивается до 180 дней, а аванс РЖД снизила до 25%, рассказал собеседник издания. Для выполнения заказов СТМ придется привлекать кредиты в банках минимум под 25-30% годовых, считает он. Поскольку РЖД в 2015 г. снизила объем закупок локомотивов у СТМ на 6 млрд руб., это чревато высокими рисками, сказал представитель холдинга. По его словам, с такой же проблемой столкнулся "Трансмашхолдинг", который также производит локомотивы. В этой компании от комментариев отказались.