Ослабление евро имеет глобальные последствия

Европейские экспортеры видят в этом шанс, а американские – препятствие
Ослабление евро увеличивает прибыль итальянского производителя очков Luxottica, основные продажи которого приходятся на Северную Америку/ Gurinder Osan/ AP

Снижение курса евро и политика легких денег Европейского центробанка заставляют компании Старого Света надеяться на долгожданное восстановление экономики региона. Но для их американских конкурентов это проблема, поскольку укрепление доллара уменьшает их доходы от продаж за рубежом.

Для ведущего итальянского производителя очков Luxottica, например, крупнейший рынок – это Северная Америка. В IV квартале его продажи там выросли на 12% в долларовом выражении, а укрепление американской валюты еще больше увеличит прибыль компании в евро. «Мы просто гребем деньги, – говорит гендиректор Luxottica Массимо Виан. – Если так будет продолжаться и дальше, мы подумаем о снижении цен, или об увеличении числа новых магазинов, или даже о наращивании инвестиций».

По-прежнему не ясно, будет ли снижения курса евро, денежного стимулирования и низких цен на энергоресурсы достаточно для ускорения экономического роста еврозоны. В 1990-е гг. ослабление валют Европы и Японии оказало ограниченное положительное воздействие на их экономику. Кроме того, низкие валютные курсы не приводят сразу к снижению экспортных цен. В США в прошлом году цены на товары, импортируемые из ЕС, снизились только на 2,7%, несмотря на резкое ослабление евро во втором полугодии.

Сегодня евро упал на 1,3%, до $1,0482 – самого низкого уровня с начала 2003 г.

Между тем американским корпорациям, получающим значительные доходы за рубежом, становится сложно конкурировать на экспортных рынках, и некоторые из них опасаются, что евро может подешеветь гораздо сильнее. «На наших результатах неблагоприятно сказывается укрепление доллара, в частности по отношению к евро и британскому фунту», – заявил во вторник Джон Критцмахер, финансовый директор издательской компании John Wiley & Sons. Половину выручки она получает за рубежом.

Главная причина снижения курса евро – программа денежного стимулирования ЕЦБ. В ее рамках он собирается потратить более 1 трлн евро на покупку гособлигаций и других активов, чтобы повысить темпы инфляции в еврозоне, которые стали отрицательными. Действия ЕЦБ ведут к ослаблению евро, поскольку убеждают европейских инвесторов в перспективе сохранения ультранизких процентных ставок в регионе. «Результаты программы и принятых ранее мер денежной политики ЕЦБ уже заметны», – заявил в четверг на конференции во Франкфурте президент Центробанка Марио Драги.

И наоборот – быстрый рост курса доллара к евро создает потенциальные проблемы Федеральной резервной системе США, которая готовится к повышению процентных ставок в этом году в связи с восстановлением американской экономики. Укрепление доллара оказывает понижательное давление на инфляцию, и ФРС будет сложнее ускорить ее до целевого значения 2%. Возможно, из-за этого американский Центробанк подождет с повышением процентных ставок в ближайшие месяцы. Как говорила в феврале конгрессу председатель ФРС Джанет Йеллен, Центробанк начнет действовать, когда будет «достаточная уверенность» в том, что инфляция в США приближается к 2%, после того как находилась на более низком уровне почти три года.

Кроме того, компании из США уже начали ощущать на себе негативные последствия укрепления доллара. Снижение курса евро «наносит вред» Xerox, сообщил недавно инвесторам исполнительный вице-президент компании Джеффри Джейкобсон. В прошлом году выручка Xerox составила $19,5 млрд, и более 20% доходов пришлось на долю Европы.

Mondelez International получает 80% доходов не в американской валюте. В феврале компания повысила цены в Европе, чтобы компенсировать падение евро. Однако из-за этого ей приходится останавливать поставки в некоторые магазины, а в других потребители выбирают более дешевые товары, и продажи Mondelez снижаются.

В Германии, одном из главных мировых экспортеров, ситуация и до ускоренного падения евро была лучше, чем у большинства соседей. Но ожидается, что слабый евро придаст дополнительный толчок, который приведет к повышению потребительских расходов и инвестиций в бизнес. «Настроение немецких потребителей лучше, чем в предыдущие годы, – отмечает Оливер Бартельс из пивоваренной компании Brauerei Beck. – Мы выпускаем на рынок больше премиальных и дорогих продуктов, поскольку сейчас они хорошо продаются».

Но снижение курса евро еще больше приветствуют во Франции и Италии, второй и третьей экономиках еврозоны, которые с трудом демонстрируют хоть какой-то рост. Цены на значительную часть продукции аэрокосмического сектора Франции указаны в долларах, поэтому там ожидается увеличение прибыли. «Наша норма прибыли значительно выросла» из-за недавнего изменения валютных курсов, говорит Эрик Рюмо, гендиректор Mapaero, которая производит авиационную краску.

Правда, для авиакомпании Air France – KLM не все так благоприятно. Около 40% ее издержек, в основном на топливо, – в долларах, чей высокий курс не позволяет ей извлечь всех выгод из падения цен на нефть. Но в компании надеются, что снижение курса евро поспособствует восстановлению европейской экономики и увеличению выручки на внутреннем рынке. Также Air France –KLM развернула рекламную кампанию в США, активно призывая американцев проводить отпуск в Европе.

Итальянские производители модных товаров тоже начинают замечать улучшения после того, как в прошлом году снизились их продажи в России на фоне геополитической напряженности и санкций из-за украинского конфликта. В модном доме Salvatore Ferragamo видят увеличение глобальных продаж и спроса со стороны посещающих Европу американских и азиатских туристов. Его гендиректор Микеле Норса отмечает потребительскую активность китайских туристов по всему миру и рост продаж в розничных магазинах Salvatore Ferragamo в Италии.

В январе расходы китайских туристов в Европе выросли на 34% по сравнению с январем 2014 г., подтверждает Мари Бергфельт из швейцарской Global Blue, которая занимается возвратом налогов туристам.

До того как падение курса евро начнет заметно сказываться на ценах и прибыли многих компаний по обе стороны Атлантики, пройдет время. Обычно экспортеры пытаются обезопасить себя от валютных колебаний с помощью хеджирования и специальных условий в контрактах. Так, французский винодел Жиль Кроше пока не заметил последствий ослабления евро. Хотя он экспортирует 65% продукции (прежде всего в США), Кроше договаривается о заказах и ценах на год вперед. Кроме того, финансовые детали не сильно его интересуют. «Я не думаю о валюте, – говорит Кроше. – Мы мастера, а не торговцы».

Перевел Алексей Невельский