Счетная палата нашла нарушения в «Транснефти»

Монополия не получит 143 млрд рублей из-за корректировки проектов нефтепроводов Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет
Строительство нефтепровода Куюмба – Тайшет/ «Транснефть»

По мнению Счетной палаты, еще одна причина снижения эффективности реализации инвестиционной программы – слабое взаимодействие «Транснефти» с нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями, а также слабая координирующая роль Минэнерго. Это привело к тому, что первая очередь проекта «Заполярье – Пурпе» не введена в эксплуатацию в срок. Так, в 2010 г. такие компании, как «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Северэнергия», «Мессояханефтегаз», при обосновании строительства «Заполярье – Пурпе» подтвердили максимальный объем сдачи нефти. Для транспортировки по нефтепроводу планировалось обеспечить 48 млн т нефти в год, по общему объему сдачи нефти в период 2015-2025 гг. – 418 млн т. «Транснефть» на основании этих заявок разработала проектные решения. Однако эти плановые объемы снизились почти в два раза и составили 184,5 млн т, сообщил аудитор Счетной палаты.

Счетная палата опубликовала отчет о формировании и выполнении инвестпрограммы «Транснефти» в 2012–2014 гг., говорится в пресс-релизе ведомства. По мнению аудитора Валерия Богомолова, который проводил проверку, слабое взаимодействие Минэнерго с «Транснефтью» негативно сказалось на определении ряда плановых значений государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Параметры инвестиционных программ монополии не соответствуют показателям отраслевых документов стратегического планирования, в том числе значениям генеральной схемы развития нефтяной отрасли России до 2020 г., утвержденной Минэнерго. «Запланированные в инвестиционной программе компании на 2012–2020 гг. объемы строительства линейной части трубопроводов в целом составляют 77% от предусмотренных генеральной схемой развития нефтяной отрасли, в том числе по программе развития магистральных нефтепродуктопроводов, – только 24%», – уточнил Богомолов.

«Транснефть» вынуждена была корректировать инвестпроекты в ходе их реализации. Так, требовались включение дополнительных объектов инфраструктуры, исключение инвестиционных проектов по причине потери их актуальности или разработка новых технических решений. «В основном это обусловлено недостаточной проработкой инвестиционных проектов на стадии их формирования. Так, 63% инвестиционных проектов в 2014–2020 гг. уже в первом году реализации требовали корректировки их стоимости», – сказал аудитор Богомолов.

Действительно, утвержденная десятилетие назад генсхема развития нефтяной отрасли России и инвестпрограмма «Транснефти» частично не совпадают, говорит представитель «Транснефти». Значительные изменения внесены в инвестпрограмму компании в 2014 г. и предусматривают реализацию проектов к 2020 г., а не к 2030 г., как предполагалось ранее. Однако все запланированные «Транснефтью» к реализации проекты многократно обсуждались в министерстве энергетики, утверждены правительством, а основные инвестпроекты реализуются на основании распоряжений правительства, отметил он.

Что касается корректировки стоимости инвестрограммы, включение проекта осуществляется на стадии его инициации, в условиях отсутствия разработанной проектной документации и материалов проведенных инженерных изысканий. «Стоимость определяется путем ориентировочной оценки объема инвестиций на основании данных об объектах–аналогах. Это соответствует общепринятой российской и мировой практике планирования», - отмечает представитель «Транснефти». А уже в ходе реализации проектов их стоимость уточняется по результатам прохождения государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и разработки рабочей документации, сказал он, добавив, что исходя из опыта показатели корректируются в меньшую сторону относительно первоначальных расчетов и никогда не превышает стоимость госэкспертизы.

В связи со сложившейся ситуацией при строительстве «Заполярье – Пурпе» выпадающие доходы компании ориентировочно составят 120 млрд руб. Схожие проблемы и у проекта «Куюмба – Тайшет». По нему компания недополучит 23 млрд руб. «Такое положение дел приводит к сокращению налогов в федеральный бюджет», – резюмировал аудитор.

В итоге выпадающие доходы по двум проектам составят 143 млрд руб.

В результате уменьшения выручки также снижаются возможности компании по привлечению собственных средств на финансирование инвестиционных проектов. Их удельный вес при финансировании проектов в 2012 г. составил 69,1%, в 2013–2015 гг. – 56,5%, а в программе на 2014–2020 гг. – всего 33,6%. Зависимость от привлечения заемных средств увеличивает долговую нагрузку компании.

«Трудно не согласиться с возмущением аудиторов Счетной палаты по этому поводу. Однако нефтяные компании не выдерживают собственные планы сроков и объемов сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов «Транснефти», - говорит представитель монополии. Этот вопрос неоднократно рассматривался в правительстве, находится на контроле у вице-премьера Аркадия Дворковича.

Аудитор отметил нарушения в закупочной деятельности «Транснефти». Общая стоимость продукции, необходимой для реализации инвестиционной программы, но закупленной с нарушениями, превысила 31 млрд руб. «В 2013 г. закупка труб большого диаметра на сумму 6,8 млрд руб. произведена без проведения конкурсных процедур в рамках действовавшего на тот момент контракта путем заключения дополнительного соглашения», – привел пример Валерий Богомолов.

«Транснефть» не согласна с этими претензиями. Всего было рассмотрено аудиторами Счетной палаты четыре договора на общую сумму около 13 млрд руб. (а не 31 млрд руб. как декларируется в сообщении), говорит представитель монополии. По его словам, основная претензия Счетной палаты высказана по закупке трубной продукции, когда по допсоглашению к основному договору на сумму 11,5 млрд руб. (79320 тонн) было куплено 48891 тонн труб по той же цене за тонну, что и на проведенном конкурсе, т.е. на 11,3% ниже рыночной стоимости, с которой начинались торги. Таким образом, компания сэкономила на закупках около 2 млрд руб.

Также Счетная палата отметила случаи недостаточного изучения рынка товаров при осуществлении закупочной деятельности. В 2014 г. без проведения конкурсных процедур произведена закупка присадки противотурбулентной иностранного производства на сумму 60,6 млн руб. При этом цена закупленного товара за единицу более чем в 2,4 раза превышала его стоимость при ввозе на таможенную территорию России.

В данном случае Счетная палата вскрыла факт занижения таможенной пошлины через уменьшение задекларированной стоимости завезенной поставщиком продукции, пояснил представитель «Транснефети»: «Но в функции компании не входит проверка правильности оформления таможенных деклараций».