Правительство расширило льготы на операционный лизинг самолетов

Также максимальный размер субсидии теперь будет привязан к ключевой ставке ЦБ
Изменения вносятся в правила предоставления субсидий российским лизинговым компаниям/ Е.Разумный/ Ведомости

Льготы для лизинговых компаний теперь будут распространяться на операционный, а не только на финансовый лизинг отечественных самолетов (финансовый лизинг, в отличие от операционного, предполагает, что самолет переходит в собственность перевозчика). Также максимальный размер субсидии теперь будет привязан к ключевой ставке ЦБ - для кредитов, полученных после 1 января этого года (субсидируется ежеквартально 0,9% от ключевой ставки, но не более 0,9 от 14% годовых). Это следует из постановления, опубликованного в субботу на сайте кабмина. В документе подчеркивается, что предложения подготовлены Минпромторгом во исполнение плана антикризисных мероприятий (опубликован в конце января).

На данный момент из российских авиакомпаний самым крупным парком новых отечественных самолетов обладает "Аэрофлот" - 18 самолетов SSJ100 уже находятся в парке перевозчика, еще 12 должны поступить по предыдущим договорам, в середине января было подписано соглашение на приобретение еще 20 самолетов. Представитель авиакомпании сказал, что перевозчик поддерживает решение правительства. Он напомнил, что с предложением распространить льготы для лизинговых компаний на операционный лизинг выступал на совещании у Дмитрия Медведева в конце февраля гендиректор перевозчика Виталий Савельев. Согласно презентации авиакомпании по МСФО за 2014 г., 16 самолетов SSJ100 находятся в операционном лизинге. В финансовом лизинге находятся 6 самолетов Ан-148. Осенью авиакомпания Red Wings подписала с компанией ВЭБ-лизинг соглашение на приобретение 16 самолетов SSJ100. Генеральный директор авиакомпании Евгений Ключарев заявлял, что самолеты также будут приобретены в операционный лизинг. Источник в одной из крупных авиакомпаний отметил, что использование операционного лизинга позволяет поддерживать более молодой флот, так как при этой схеме самолет можно с меньшими затратами вернуть лизингодателю.

Изменения вносятся в правила предоставления субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках и ВЭБе в 2008–2015 гг. на закупку самолетов для российских авиакомпаний. Лизинговым компаниям уже предоставляются субсидии для реализации сделок лизинга более 40 самолетов Ил-96-300, Ту-204/214, SSJ100, Ан-148 и тренажеров к ним, говорится в документе. Размер субсидии сейчас определяется из расчета 0,9 ставки рефинансирования Банка России.

"В связи с происшедшим двукратным удорожанием коммерческих кредитов расходы на их обслуживание делают любые сделки по покупке и лизингу самолетов убыточными, что может привести к свертыванию уже реализуемых и запланированных на ближайшую перспективу программ производства, прежде всего самолетов SukhoiSuperJet-100», - говорится в материалах правительства.

Источник в одном из профильных ведомств подчеркнул, что вопрос о распространении субсидий, которые предоставлялись лизинговым компаниям, на операционный лизинг обсуждался уже около года. Это должно стимулировать продажу отечественных самолетов - в основном речь идет о SSJ100. Сейчас авиакомпании стали корректировать планы пополнения парка из-за курсового роста расходов на лизинг и снижения пассажиропотока, поэтому продажи необходимо стимулировать говорит он. Изменение ставки, к которой привязан размер субсидии, связан с тем, что именно ключевая ставка сейчас оказывает решающее влияние на условия кредитов для лизинговых компаний.