Операторы спишут старые вагоны

ПГК и ФГК спишут в этом году более 43 000 вагонов, но покупать новые вагоны намерена пока только ФГК
ПГК в этом году спишет не менее 10 000 полувагонов/ А.Махонин/ Ведомости

Крупнейший железнодорожный оператор – Первая грузовая компания (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину) в этом году спишет не менее 10 000 полувагонов, сообщил в пятницу гендиректор компании Олег Букин (его слова передал «Интерфакс»). Федеральная грузовая компания (ФГК, «дочка» РЖД) намерена списать в этом году 33 000 вагонов. Это 14,6% всех вагонов с истекшим сроком службы и 3,5% всех вагонов на сети РЖД.

Однако покупать новые вагоны планирует только ФГК. В этом году компания собирается купить 3900 новых вагонов. Из них на 200 вагонов уже заключен договор с «Алтайвагонзаводом» (структура «СДС-маш»), рассказал гендиректор ФГК Виталий Евдокименко (его слова приводит «Интерфакс»). С 2015 по 2017 г. ФГК планирует закупить 45 000 новых вагонов на сумму 76 млрд руб., рассказал гендиректор оператора. По данным Минпромторга, сейчас у ФГК 62 320 вагонов, срок службы которых истек. В 2014 г. ФГК приобрела 1700 вагонов на 3,9 млрд руб. и списала 15 513, получив убыток от этой операции в 2,4 млрд руб., говорится в пояснительной записке к годовой отчетности оператора.

Главный покупатель

СУЭК планирует в 2015 г. купить 637 вагонов у «Алтайвагонзавода» и 700 вагонов у «Уралвагонзавода». СУЭК стала крупнейшим арендатором новых вагонов в прошлом году: компания подписала соглашение об аренде у Объединенной вагонной компании 6000 вагонов.

У ПГК другая стратегия обновления парка. Компания рассматривает варианты выкупа вагонов у лизинговых компаний (которые они вынуждены вернуть из аренды из-за неплатежей), вхождения в капитал небольших операторов, а также аренды вагонов, рассказал гендиректор ПГК Олег Букин (цитата по «Интерфаксу»). Также, по его словам, необходимо «посмотреть, что выгоднее сегодня – модернизировать вагон или купить старый», «старой модели или инновационный». По данным Минпромторга, у ПГК 86 094 вагона с истекшим сроком службы.

Разные стратегии обновления парка у ПГК и ФГК, возможно, объясняются финансовыми причинами, предполагает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Долговая нагрузка UCL Rail (объединяет ПГК и ее материнскую компанию) на конец 2013 г. – 88,2 млрд руб., ФГК – 13,9 млрд руб. (долгосрочные и краткосрочные кредиты в ВТБ). Однако без господдержки профинансировать покупку новых вагонов ФГК будет сложно, отмечает эксперт.

Сейчас в правительстве обсуждаются меры поддержки спроса на новые вагоны: проектное финансирование, субсидирование ставок по кредитам и лизинговым платежам для железнодорожных операторов и лизинговых компаний.