Статья опубликована в № 3800 от 30.03.2015 под заголовком: Продавцы электроники подождут четыре года

Продавцы техники и электроники подождут ухода мелких конкурентов

Восстановление этого рынка начнется не раньше 2019 г.
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Настоящая проверка на прочность рынку предстоит в апреле и мае
Е.Разумный / Ведомости

Продажи бытовой техники и электроники в России восстановятся до прошлогоднего уровня только в 2019 г., следует из материалов одного из крупнейших участников рынка – «Эльдорадо», основанных на расчетах аналитической компании GfK. Благодаря декабрьскому ажиотажному спросу, вызванному девальвацией рубля, рынок вырос в прошлом году на 8% до 1,3 трлн руб., свидетельствуют данные GfK. А в ближайшие два года ее аналитики ждут падения продаж (см. график). Возобновится рост лишь в 2018 г., а на докризисный уровень продажи выйдут еще через год. Единственным исключением из общей тенденции будут онлайн-продажи – они продолжат расти.

Такой прогноз совпадает с ожиданиями «Эльдорадо», хотя «GfK несколько, на наш взгляд, оптимистично смотрит на онлайн-продажи техники и электроники», говорит представитель торговой сети.

Крупнейший по выручке участник этого рынка – «М.видео» не ждет в ближайшее время «ни значительного роста, ни сильного падения», говорит ее представитель Антон Пантелеев. Это подтверждают предварительные данные за I квартал 2015 г.: многие участники рынка «ожидали потрясений», но «ситуация достаточно устойчива», во многом благодаря стабильному рублю.

Чтобы не сокращать рыночные доли, крупнейшие ритейлеры расширяют ассортимент. «Эльдорадо» решило включить в него детские товары, товары для дома и кухонные принадлежности, чтобы выйти в небольшие города. Цель сети – за три года расширить охват потребителей с нынешних 83% до 90%, так чтобы их дома находились не далее чем за 40 км от ближайшего магазина, говорит гендиректор «Эльдорадо» Ондржей Фридрих.

Расширять ассортимент планирует и онлайн-ритейлер «Юлмарт», у которого сейчас 88% продаж приходится на бытовую технику и электронику. «К 2018 г. мы намерены расширить ассортимент более чем на 500 000 наименований» за счет одежды, автокомпонентов, запчастей и т. д., говорит Александра Савина из «Юлмарта».

Другой способ сохранить и даже нарастить долю рынка – занять место уходящих. На это рассчитывает «М.видео», планирующая в этом году открыть 25 магазинов против 39 в прошлом, говорит Пантелеев.

С начала этого года с рынка уходят региональные торговцы. В феврале закрылись магазины «Телемакс», работавшие на Северо-Западе и в Центральной России; к концу прошлой недели практически свернула работу петербуржская компания «Киберри» – теперь у нее остался всего один магазин и пункт выдачи в Петербурге, а еще в начале года был 41 магазин в 34 городах. Первоначально ритейлер хотел свернуть только самые убыточные точки, но кризис повлиял на бизнес сильнее, чем ожидалось, говорит бывший топ-менеджер «Киберри». Теперь компания меняет бизнес-модель и переключается на товары из другого сегмента.

Все небольшие региональные торговцы в зоне риска: их онлайн-розница развивалась на кредитные средства, а обороты недостаточно велики для того, чтобы поддерживать бизнес за счет эффекта масштаба, констатирует гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. Порог выручки, выше которого ритейлер может использовать эффект масштаба и работать с прибылью, постоянно растет, добавляет Фридрих из «Эльдорадо»: сейчас это 80–90 млрд руб. в год.

Настоящая проверка на прочность рынку предстоит в апреле и мае, когда спрос традиционно падает, предупреждает совладелец объединенных сетей «Техносила» и «Техношок» Виктор Гордейчук. С началом дачного сезона оборот у продавцов техники и электроники сокращается, многие будут нуждаться в средствах для продолжения работы – тогда и начнутся массовые закрытия магазинов, ожидает он. В итоге на рынке останется около 10 федеральных и межрегиональных ритейлеров с сильными брендами и сформированной лояльной аудиторией, такие как «Юлмарт», DNS, «Эльдорадо», «М.видео», прогнозирует Бурмистров.

Читать ещё
Preloader more