Продавцы техники и электроники подождут ухода мелких конкурентов

Восстановление этого рынка начнется не раньше 2019 г.
Настоящая проверка на прочность рынку предстоит в апреле и мае/ Е.Разумный/ Ведомости

Продажи бытовой техники и электроники в России восстановятся до прошлогоднего уровня только в 2019 г., следует из материалов одного из крупнейших участников рынка – «Эльдорадо», основанных на расчетах аналитической компании GfK. Благодаря декабрьскому ажиотажному спросу, вызванному девальвацией рубля, рынок вырос в прошлом году на 8% до 1,3 трлн руб., свидетельствуют данные GfK. А в ближайшие два года ее аналитики ждут падения продаж (см. график). Возобновится рост лишь в 2018 г., а на докризисный уровень продажи выйдут еще через год. Единственным исключением из общей тенденции будут онлайн-продажи – они продолжат расти.

Такой прогноз совпадает с ожиданиями «Эльдорадо», хотя «GfK несколько, на наш взгляд, оптимистично смотрит на онлайн-продажи техники и электроники», говорит представитель торговой сети.

Крупнейший по выручке участник этого рынка – «М.видео» не ждет в ближайшее время «ни значительного роста, ни сильного падения», говорит ее представитель Антон Пантелеев. Это подтверждают предварительные данные за I квартал 2015 г.: многие участники рынка «ожидали потрясений», но «ситуация достаточно устойчива», во многом благодаря стабильному рублю.

Чтобы не сокращать рыночные доли, крупнейшие ритейлеры расширяют ассортимент. «Эльдорадо» решило включить в него детские товары, товары для дома и кухонные принадлежности, чтобы выйти в небольшие города. Цель сети – за три года расширить охват потребителей с нынешних 83% до 90%, так чтобы их дома находились не далее чем за 40 км от ближайшего магазина, говорит гендиректор «Эльдорадо» Ондржей Фридрих.

Расширять ассортимент планирует и онлайн-ритейлер «Юлмарт», у которого сейчас 88% продаж приходится на бытовую технику и электронику. «К 2018 г. мы намерены расширить ассортимент более чем на 500 000 наименований» за счет одежды, автокомпонентов, запчастей и т. д., говорит Александра Савина из «Юлмарта».

Другой способ сохранить и даже нарастить долю рынка – занять место уходящих. На это рассчитывает «М.видео», планирующая в этом году открыть 25 магазинов против 39 в прошлом, говорит Пантелеев.

С начала этого года с рынка уходят региональные торговцы. В феврале закрылись магазины «Телемакс», работавшие на Северо-Западе и в Центральной России; к концу прошлой недели практически свернула работу петербуржская компания «Киберри» – теперь у нее остался всего один магазин и пункт выдачи в Петербурге, а еще в начале года был 41 магазин в 34 городах. Первоначально ритейлер хотел свернуть только самые убыточные точки, но кризис повлиял на бизнес сильнее, чем ожидалось, говорит бывший топ-менеджер «Киберри». Теперь компания меняет бизнес-модель и переключается на товары из другого сегмента.

Все небольшие региональные торговцы в зоне риска: их онлайн-розница развивалась на кредитные средства, а обороты недостаточно велики для того, чтобы поддерживать бизнес за счет эффекта масштаба, констатирует гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. Порог выручки, выше которого ритейлер может использовать эффект масштаба и работать с прибылью, постоянно растет, добавляет Фридрих из «Эльдорадо»: сейчас это 80–90 млрд руб. в год.

Настоящая проверка на прочность рынку предстоит в апреле и мае, когда спрос традиционно падает, предупреждает совладелец объединенных сетей «Техносила» и «Техношок» Виктор Гордейчук. С началом дачного сезона оборот у продавцов техники и электроники сокращается, многие будут нуждаться в средствах для продолжения работы – тогда и начнутся массовые закрытия магазинов, ожидает он. В итоге на рынке останется около 10 федеральных и межрегиональных ритейлеров с сильными брендами и сформированной лояльной аудиторией, такие как «Юлмарт», DNS, «Эльдорадо», «М.видео», прогнозирует Бурмистров.