Статья опубликована в № 3801 от 31.03.2015 под заголовком: Принудительный маркетинг

Антимонопольная служба в Петербурге завела дела на «Ленту» и «Перекресток»

Чиновники считают, что сети навязывают услуги поставщикам
Все договоры с поставщиками заключаются на «добровольной, взаимовыгодной основе», утверждает представитель X5 Retail Group
Е.Егоров / Ведомости

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу сообщило, что после проверки договоров между сетями и поставщиками социально значимых товаров возбудило дело в отношении ЗАО «Торговый дом «Перекресток». Сеть понуждала поставщиков заключать договоры о продвижении товаров, говорится в пресс-релизе. Из данных, предоставленных «Перекрестком», видно, что крупный поставщик Северо-Западного региона выплатил в 2014 г. более 25% от товарооборота с ритейлером в качестве вознаграждения, при этом более 12% – оплата за продвижение товаров, пишет УФАС. Поставщика ведомство не раскрывает. Если будет доказано нарушение, сети грозит штраф от 2 млн до 5 млн руб., говорит представитель УФАС.

В январе аналогичное дело УФАС возбудило против «Ленты», решение по нему еще не принято.

Компания пока не получила документы о возбуждении дела от антимонопольного ведомства, поэтому не может прокомментировать конкретные претензии, сказал представитель X5 Retail Group. Все договоры с поставщиками заключаются на «добровольной, взаимовыгодной основе», предлагая дополнительные услуги, компания «исходит из пожеланий и интересов своих партнеров», разногласия разрешаются «в рамках практики саморегулирования», утверждает он.

Чужие овощи

Комиссия Ленинградского УФАС вчера признала в действиях ООО «Ашан» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 14 закона о защите конкуренции. По данным УФАС, «Ашан» ввел покупателей в заблуждение: на ценниках был изображен герб Ленобласти, но овощи были ввезены из Израиля, Турции и других стран.

«Лента» вчера не ответила на запрос «Ведомостей».

Закон о торговле не ограничивает возможности и размеры маркетинговых платежей; главное, чтобы услуга не была навязана поставщику и не была фиктивной, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Многие товары, особенно новые, нуждаются в продвижении: в промоакциях, отдельной выкладке, дегустациях, участии в каталогах, уверен он. По оценке Бурмистрова, в валовой марже сетей на маркетинговые, логистические, информационные и другие подобные услуги поставщикам приходится 30–35%.

Позиция ФАС правильная и своевременная, считает коммерческий директор молокозавода «Пискаревский» Георгий Житмарев: в Петербурге доля сетей больше 80%, у производителей нет других каналов продаж, сети могут диктовать любые условия и поставщик платит за навязанные услуги. В итоге, по его словам, кроме легального ретро-бонуса в 10% сеть получает еще 20% в виде маркетинговых платежей. Поставщик вынужден закладывать эти расходы в цену товара и цена социальных продуктов на полках вырастает в разы, говорит Житмарев.

В случае нарушения помимо штрафа до 5 млн руб. по ч. 6 ст. 14.42 КоАП РФ УФАС также вправе выдавать предписание о расторжении договоров на услуги по продвижению товара, говорит Ольга Карпова, руководитель корпоративной практики Rightmark Group.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать