Туристы из России негативно влияют на продажи люксовых товаров

Менее громкие бренды могут избежать большего падения
Prada зафиксировала падение спроса на свою продукцию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе/ V.Yu/ AP

Чистая прибыль итальянской группы Prada (бренды Prada, Miu Miu, Church’s и др.) сократилась на 28% и составила 450,7 млн евро по итогам прошлого финансового года (закончился 31 января 2015 г.), сообщила компания. Ее годовая выручка сократилась на 1% до 3,55 млрд евро против роста в 2013 финансовом году на 9%.

Prada зафиксировала падение спроса на свою продукцию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе, а рынки США, Японии и Ближнего Востока не смогли компенсировать этого снижения. При этом замедление роста на Ближнем Востоке (продажи за отчетный год выросли лишь на 9,9% после более чем двукратного роста годом ранее) Prada связывает с резким падением российского турпотока во второй половине 2014 г.

Дубай – одно из любимых мест для покупок люксовых товаров у россиян, писала прошлой осенью консалтинговая компания Bain & Co. В 2014 г., когда цены на нефть резко снизились, а западные страны ввели санкции против России, рубль упал примерно на 40% по отношению к евро. Туристический спрос по сравнению с 2013 г. сократился на 30%, пишет аналитик Exane BNP Paribas Лука Солка. По данным Ростуризма, турпоток из России в ОАЭ по итогам 2014 г. сократился на 9%.

Prada стала первой компанией – продавцом предметов роскоши, сообщившей о влиянии российского турпотока на свои продажи на Ближнем Востоке. Другие в основном заявляли о негативном эффекте на европейском направлении. Так, группа Kering (бренды Brioni, Gucci и др.) признавала, что сокращение российского турпотока повлияло на продажи в Западной Европе.

В 2014 г. наблюдался отток с иностранных рынков, где русские традиционно покупали люксовые товары, констатирует аналитик Exane BNP Paribas, ссылаясь на данные Richemont. Ожидая ухудшения экономической ситуации, россияне предпочли тратить обесценивающиеся рубли внутри страны перед значительным ростом цен, объясняет он. В начале года эта тенденция продолжилась: в январе расходы российских туристов за рубежом сократились на 51%, по данным Global Blue.

Китай без громких брендов

Все больше китайских потребителей роскошных товаров переключаются с традиционных имен на менее громкие бренды, по данным исследования Bain & Co. Если в 2013 г. более 35% опрошенных Bain & Co хотели купить товары Louis Vuitton, то по итогам 2014 г. доля таких людей едва превысила 26%. Ни один бренд из первой десятки (Chanel, Gucci, Prada и т. д.) не дотянул до уровня 2013 г. по привлекательности, но вырос спрос, например, на Yves Saint Laurent или Valentino. Отчасти это связано с антикоррупционной кампанией в Китае, длящейся с 2012 г.

Российский рынок предметов роскоши входит в десятку крупнейших в мире: в 2014 г. его объем составил 4,6 млрд евро, сократившись на 18%, пишет Kering со ссылкой на Bain & Co.

В результате для крупных производителей предметов роскоши – LVMH, Kering и Richemont – в России настанут трудные времена, полагает Солка: чтобы нивелировать падение, компаниям необходимо развивать интернет-продажи – это поможет повысить рентабельность из-за отсутствия затрат на аренду или персонал.

Также компаниям необходимо сконцентрироваться на своих менее именитых брендах (см. врез), пишет аналитик и приводит в пример успех брендов Bottega Veneta и Yves Saint Laurent (YSL). Консолидированная выручка Kering в 2014 г. выросла на 4,5% до 10 млрд евро: при этом продажи Gucci сократились на 1,1%, а YSL удалось увеличить выручку на 27%.

У Prada наблюдается похожее перераспределение. Продажи одноименного бренда, который приносит 80% выручки группе, в 2014 фингоду уменьшились на 2%. Выручка Miu Miu выросла на 4%, причем рост был отмечен во всех регионах за исключением Европы.