СУЭК продолжит покупать вагоны

Компания потратит около 20 млрд рублей на 10 000 вагонов в 2015–2017 годах
В ближайшие годы СУЭК может войти в восьмерку крупнейших операторов в России/ В. Смоляков/ Zerkalo / PhotoXPress

Для СУЭК выгодно покупать инновационные вагоны и самим эксплуатировать их на маршрутах из Кузбасса в порты Северо-Запада и Дальнего Востока. Ведь покупателям таких вагонов производства ТВСЗ и УВЗ РЖД может предоставить скидку до 30%, отмечает Бурмистров. По подсчетам эксперта, СУЭК в этом году на этой скидке сэкономит до 600 млн руб., а с учетом 10 000 новых вагонов экономия может достичь 1 млрд руб. Затраты СУЭК на транспортировку в 2013 г. составили 51,6 млрд руб. (на 55% выше, чем в 2012 г.), следует из отчетности компании. Для СУЭК сейчас важно сокращать издержки, говорит аналитик Газпромбанка Айрат Халиков, ведь цены на энергетический уголь снижаются. С января прошлого года они упали примерно на четверть.

Крупнейшая угледобывающая компания в России – СУЭК в 2015–2017 гг. планирует увеличить парк подвижного состава на 10 000 вагонов, следует из материалов компании, направленных в правительство. Из них 7000 может быть модели, которую выпускает Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ, входит в Объединенную вагонную компанию группы ИСТ), и 3000 – модели «Алтайвагонзавода» («СДС-маш»). На увеличение парка компании понадобится 18–22 млрд руб. исходя из ориентировочной стоимости одного вагона в 1,8–2,2 млн руб., говорится в материалах СУЭК. Ранее компания уже брала у ТВСЗ в аренду с возможностью выкупа 6000, у «Алтайвагонзавода» – 1600 вагонов.

В 2014 г. СУЭК отгрузила 75 млн т угля, в том числе около 60 млн т на экспорт, в 2015 г. компания прогнозирует рост перевозок до 76–77 млн т. Потребность компании в парке снизилась – 45 000 вагонов. Сейчас парк компании – 25 000 вагонов, остальное перевозится по контрактам с операторами.

Старые вагоны дороже

Чтобы стимулировать операторов покупать новые вагоны, Минпромторг предлагает повысить стоимость порожних рейсов вагонов, срок службы которых истек, на 48%. Это должно коснуться 290 000 вагонов. Это составляет 24% от всего парка на сети. Правда, решение о повышении тарифа пока не принято.

СУЭК остается одним из крупнейших покупателей вагонов на российском рынке. Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД) в этом году планирует купить 3900 вагонов. En+, «Уралхим», «Уралкалий», «Акрон», «Фосагро», «Евросиб», «Логистика 1520» и др. купят у ТВСЗ совокупно 12 000 в этом году. «УВЗ логистик» («дочка» «Уралвагонзавода») – 13 000. Из угледобывающих компаний покупает вагоны только УГМК (она управляет «Кузбассразрезуглем) – у ТВСЗ, говорит представитель завода. Его коллега из УГМК на вопросы «Ведомостей» не ответил.

С парком в 35 000 вагонов СУЭК может стать восьмым по численности оператором в России, отмечает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Сейчас компания занимает 11-е место по этому показателю.

В 2012–2013 гг. наблюдалась другая тенденция: крупные грузоотправители пытались продать операторам свои транспортные компании вместе с долгосрочными контрактами на перевозку. Так, ММК и «Металлоинвест» продали свои кэптивные компании Globaltrans, «Северсталь» – Первой грузовой компании, Evraz – «Нефтетранссервису». Тогда ставки на аренду вагонов были около 1000 руб. в сутки за вагон. Грузоотправители, рассчитывая на их рост, пытались зафиксировать расходы на перевозку долгосрочными контрактами, говорит сотрудник одной из компаний-грузоотправителей. Теперь промышленные компании оказались в ситуации, когда они платят за перевозку выше, чем средняя ставка аренды (450–500 руб. за вагон в сутки), отмечает он. Сделок по покупке кэптивных операторов сейчас нет и потому, что у операторов нет денег на такие сделки, говорит Бурмистров. Именно поэтому СДС не смогла продать свою «дочку» в прошлом году, отмечает он.