ОВК до конца апреля разместит от 10% акций на ММВБ

Оценка компании – 70–90 млрд рублей
Владельцы Объединенной вагонной компании решили вытолкать ее на открытый рынок/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

"ВТБ Капитал" является глобальным координатором и вместе с финансовой группой "Открытие" выступает соорганизатором и букраннером. Средства, привлеченные при IPO, пойдут на финансирование деятельности компании, в том числе на покупку вагонов. Оценка ОВК – 70–90 млрд руб., так что ОВК может привлечь 9,8–12,6 млрд руб.

Объединенная вагонная компания (ОВК, в нее входит один из крупнейших производителей грузовых вагонов в России – Тихвинский вагоностроительный завод) до конца апреля разместит 10% акций на Московской бирже, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к компании. Представитель компании от комментариев отказался.

О планах провести размещение, обещают оба собеседника «Ведомостей», компания объявит сегодня. Половина из акций, которые будут предложены к размещению, – новые, остальные принадлежат акционеру United Wagon Plc (структура группы ИСТ), сообщают собеседники. Таким образом, половину средств от первичного размещения получит сама ОВК.

Человек, близкий к ОВК, говорит, что размещено может быть и 12–15%.

Дорогие вагоны

$1,5 млрд – столько группа ИСТ вложила в строительство Тихвинского вагоностроительного завода

Осенью 2013 г. основной акционер группы ИСТ Александр Несис в интервью Bloomberg сообщил о намерении провести IPO в Лондоне через три года и оценивал компанию в $2–3 млрд. Гендиректор ОВК Роман Савушкин в интервью «Ведомостям» сравнивал ОВК с глобальными холдингами – Trinity Industries (капитализация на NYSE – $1,7 млрд) и Greenbrier (на NYSE – $5,6 млрд).

Размещение рассчитано на российских инвесторов, говорит один из собеседников «Ведомостей», среди них могут быть партнеры компании, а также инвесторы, хорошо понимающие индустрию, и др.

По словам контрагента группы «Открытие», в размещении акций ОВК поучаствуют минимум три пенсионных фонда, связанных с группой «Открытие» (Александр Несис - акционер «Открытие Холдинга», основного акционера опорного банка группы) и Борисом Минцем. Всего у Минца три фонда: «Стальфонд», «Телеком-союз» и «Благосостояние ОПС» – последний выкуплен им у корпоративного пенсионного фонда РЖД «Благосостояние». Еще два крупных фонда – НПФ электроэнергетики и «Лукойл-гарант» – контролируют акционеры группы «Открытие».

Представитель O1 Group сообщил, что «пенсионные фонды группы не намерены участвовать в размещении акций «Объединенной вагонной компании». В ОВК заявили, что «среди якорных инвесторов, с которым велись переговоры, НПФ нет. Акции будут размещены путем открытой подписки, поэтому их могут купить любые инвесторы. Надеемся, что локальные инвесторы сделку поддержат».

IPO – альтернативный банковским кредитам вариант привлечения финансирования, поскольку ставки по кредитам высоки, уверяет один из собеседников. Статус публичной компании расширит возможности ОВК для привлечения более дешевого финансирования в дальнейшем, подчеркивал Савушкин в интервью.

У лизингового дивизиона ОВК есть кредитные линии на сумму около 40 млрд руб., в 2013–2014 гг. для финансирования развития бизнеса ОВК также разместила облигации на 30 млрд руб., сообщил представитель компании.

Это первое IPO на рынке железнодорожных перевозок с 2011 г., когда на Лондонской бирже провел приватизацию «Трансконтейнер». В 2008 г. на той же площадке разместилась Globaltrans. О планах провести IPO сообщали и другие железнодорожные операторы. В начале 2013 г. планировал продать 25% акций в Лондоне «Нефтетранссервис», но сделка не состоялась. О планах провести IPO железнодорожных активов (UCL Rail) неоднократно говорил и Владимир Лисин.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"