Россияне все больше экономят на лекарствах

Объем российского фармацевтического рынка в 2015 году упадет в натуральном выражении
В кризис люди все чаще покупают только действительно необходимые лекарства
М. Стулов / Ведомости

По итогам 2015 г. российский фармацевтический рынок вырастет на 12% в рублях до 1,29 трлн руб. и сократится на 18% в долларах до $24,87 млрд. Такой прогноз на Российском фармацевтическом форуме, организованном Институтом Адама Смита, обнародовал генеральный директор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк. Продажи в упаковках, по его словам, в этом году сократятся на 2%.

Рост в рублях обусловлен инфляцией, в долларах он сократится из-за девальвации рубля, объясняет Шуляк. Продажи в натуральном выражении сокращаются уже третий год подряд, свидетельствуют данные DSM Group. Причина – население практически не растет, база по заболеваемости сохраняется, в результате происходит постепенный переход на более дорогие препараты, объясняет Шуляк. К тому же, по его словам, в кризис люди все чаще покупают только действительно необходимые лекарства.

По данным другого агентства, IMS Health, в этом году коммерческий сегмент (продажи в аптеках) увеличится на 12–18% до 585–615 млрд руб. в зависимости от сценария – базового или пессимистического. Это связано с переходом населения на более качественные и эффективные препараты и фактором инфляции, пояснил генеральный менеджер IMS Health в России и СНГ Николай Демидов. В сегменте госзакупок при базовом сценарии рост составит 1,2% до 284 млрд руб., при пессимистическом, в случае сокращения финансирования, упадет на 5% до 267 млрд руб.

«В целом мы разделяем сделанный для рынка прогноз», – говорит Марина Велданова, вице-президент по России и СНГ французского фармпроизводителя Ipsen. Продажи каждой отдельной компании будут сильно разниться в зависимости от ее специализации, замечает она. В пример она приводит Ipsen: до 70% российских продаж компании приходится на жизненно необходимые и важнейшие лекарства, цены на которые ограничены государством. Поэтому цифры будут сильно отличаться от среднего по рынку, резюмирует Велданова.

Основным драйвером роста в коммерческом сегменте в 2015 г. станет инфляция, которая напрямую зависит от курса доллара, соглашается с выводами экспертов первый заместитель гендиректора сети «Ригла» Александр Кузин. Однако, по его словам, тенденция сокращения продаж в упаковках сохранится: потребители будут покупать меньше. Другой представитель крупной аптечной сети менее оптимистичен: в кризис количество позиций в чеке сокращается сильнее – люди экономят. Из-за этого падение в упаковках усилится, а в деньгах – рост может стать впервые за последние четыре года однозначным, считает он.