«Газпром нефть» перешла на юани при расчетах за поставки нефти в Китай

Экономической выгоды практически нет – компания исполняет волю властей, полагают эксперты
«Газпром нефть» поменяла валюту/ AFP

«Роснефть» также намерена перевести контракты с Китаем на расчеты в юанях, это даже стало одним из условий того, что китайская CNPC купит у российской госкомпании долю в Ванкорском месторождении. Рамочное соглашение компании подписали в ноябре прошлого года. Представитель российской компании на запрос в пятницу не ответил.

«Газпром нефть» сообщила, что в 2015 г. всю поставляемую в Китай нефть сорта ВСТО (см. врез) продавала за юани. Представитель компании отметил, что в прошлом году «Газпром нефть» поставила в Китай 740 000 т нефти, сколько нефти в Китай компания продала в этом году, он не сообщил.

Работу по переводу контрактов на отличные от доллара валюты «Газпром нефть» начала летом прошлого года, а первые пробные партии нефти за юани поставила в Китай осенью.

Политика по переводу части внешней торговли с Китаем на рубли и юани уже давно ведется российскими властями и «Газпром нефть», как фактически государственная компания, в этом процессе участвует, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Частично выручку в юанях компания может использовать для покупки китайского оборудования, предполагает он, или просто для диверсификации валютных резервов.

В привязке к Dubai

Цена нефти сорта ВСТО (назван так по имени трубопровода, по которому поставляется: Восточная Сибирь – Тихий океан, ВСТО) привязана к биржевой цене арабской нефти сорта Dubai и торгуется с премией к ней. В начале прошлого года премия превышала $6 за баррель, однако к январю 2015 г., после падения мировых цен на нефть, премия сократилась до $2 за баррель. С учетом средней цены Dubai в 2014 г. в $96,7 за баррель выручка «Газпром нефти» от продажи нефти в Китай в прошлом году могла составить $550 млн, или около 1% от общей выручки компании.

Но китайские поставщики оборудования предпочитают заключать контракты в долларах, сказали «Ведомостям» сотрудники двух нефтесервисных компаний. Один из них объяснил, что доллар – более стабильная и привычная валюта для производителей, работающих на экспорт.

Китайцы действительно на коммерческом уровне больше предпочитают доллары, но покупать у них оборудование за юани тоже возможно, они не против этого, говорит президент Российско-китайского центра Сергей Санакоев, но предупреждает, что от перевода торговли в юани российские компании ничего не выигрывают – юань достаточно жестко привязан к доллару.

Перевод торговли с Китаем на национальную валюту – это не перевод ее на юани, гораздо важнее переводить экспортные контракты на расчеты в рублях, а китайцы пока неохотно идут на это, но убедить их можно, уверен Санакоев. Для этого, по его мнению, необходим один крупный контракт в рублях, который бы стал бенчмарком для других. Санакоев объясняет, что для китайцев рубль – непонятная валюта, непредсказуемая, но для того, чтобы это мнение изменить, необходимо использовать рубль в двусторонней торговле, иначе Китай продолжит относиться к нему так же настороженно. Более того, рост рублевых расчетов в конечном итоге будет способствовать его укреплению, заключает Санакоев.