Потери «Дикси» достигли исторического максимума – почти 4% выручки

Причина – сокращение потребления свежих продуктов
Покупатели, в том числе и «Дикси», все больше экономят на продуктах/ М. Стулов/ Ведомости

Четвертая по обороту розничная сеть в России – группа «Дикси» – получила в I квартале 2015 г. 140,1 млн руб. убытка против прибыли в 667 млн руб. годом ранее, сообщил ритейлер 5 июня неаудированные данные по МСФО. Значительную долю убытка принесла переоценка контрактов по прямому импорту, которым занимается сеть: чистый убыток от валютных операций составил 247 млн руб.

Покупатели сокращали расходы, количество товаров, покупаемых за один визит в магазин, и выбирали более дешевые варианты, заявил президент «Дикси» Илья Якубсон на телеконференции с аналитиками. Ранее о резком урезании расходов на повседневные траты говорил гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг. По его словам (цитата по Reuters), потребители отказываются от не самых необходимых продуктов, выбирая более дешевые, «потому что товары стали более дорогими».

Негативные покупательские настроения привели к тому, что потери «Дикси» по импортируемым фруктам и овощам и продуктам с короткими сроками годности существенно выросли, продолжил Якубсон. В I квартале 2015 г. товарные потери достигли 3,9% от всей выручки группы, что составляет почти 2,5 млрд руб. (подробнее см. график).

«Исторически это самый высокий уровень потерь, какой мы видели», – сказал Якубсон. По его словам, компания еще в конце 2014 г. запустила меры по сокращению издержек и надеется, что их эффект проявится к концу этого года. Потери, согласно ожиданиям менеджмента, должны стабилизироваться на уровне 2,8–3% выручки.

Основные конкуренты «Дикси» – «Магнит» и X5 Retail Group – не раскрывают в квартальных отчетах данные о товарных потерях. Однако, как отмечали экономисты Российской академии народного хозяйства и госслужбы в ежемесячном мониторинге за апрель 2015 г., сокращение спроса на свежую продукцию – общая тенденция для российской розницы. Мартовские данные показывали «смещение потребления к более простым и калорийным продуктам», писали экономисты. При росте продаж хлеба и хлебобулочных изделий, сахара, круп, макаронных изделий на 10–17% продажи молока и молочных продуктов выросли лишь на 7,9%, а мяса и изделий из него упали на 4,1%.

Большие товарные потери, а также рост расходов на промоакции для поддержания покупательского потока привели к снижению валовой рентабельности «Дикси» на 220 б. п. до 28,6%, отметила Ульяна Ленвальская из UBS. Прибыль группы до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) снизилась на 13,1% до 2,81 млрд руб., ее рентабельность упала до 4,4% с 6,5% годом ранее.

«Дикси» не смогла полностью переложить инфляционное давление в рост сопоставимого чека, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. Инфляция начала замедляться, а, учитывая слабые покупательские настроения, выручка группы может вырасти лишь на 23% (прошлый прогноз – +30%), отмечает она. Менеджмент «Дикси» ждет роста на 20–25%.