Порт Бронка планирует принять первое судно в сентябре

В этом году российский контейнерный рынок упал на 26%
Первая очередь порта обойдется в 23,5 млрд руб./ Е. Егоров/ Ведомости

Первая очередь глубоководного порта Бронка готова на 70%, заявил вчера гендиректор ООО «Феникс» (инвестора строительства) Дмитрий Михальченко: «Она включает контейнерный терминал (пропускная способность – 1,45 млн TEU), терминал накатных грузов (260 000 шт.) и логистический центр. В сентябре, когда в порт зайдет первое коммерческое судно, его пропускная способность составит 500 000 TEU и 130 000 транспортных средств». Есть договоренности с судоходной компанией CMA-CGM, которая будет направлять в порт свои суда один раз в неделю с сентября 2015 г. и три раза в неделю с января 2016 г., добавляет Михальченко. В CMA-CGM на запрос «Ведомостей» не ответили.

«Феникс» планирует увеличить мощность комплекса до 1,9 млн TEU к 2017 г., к 2025 г. выйдет на максимальную мощность, сказано в материалах компании.

По словам Михальченко, объем частных инвестиций в первую очередь составит 23,5 млрд руб., пока профинансировано более 14 млрд руб. Общие инвестиции в проект до 2036 г. оцениваются в 59,5 млрд руб., в том числе 42,6 млрд руб. – частные, остальные – средства федерального бюджета. «Феникс» – дочерняя компания ЗАО «Холдинговая компания «Форум», принадлежащего Управлению делами регионального общественного фонда программ УФСБ по Петербургу и Ленобласти.

В сентябре максимальная глубина канала порта составит 11,2 м, к декабрю 2015 г. мы планируем достичь глубины в 14,4 м, что позволит принимать контейнеровозы класса Panamax (вместимостью 8100 TEU), говорит исполнительный директор ООО «Феникс» Алексей Шуклецов.

Новый порт позволит доставлять грузы без промежуточной перевалки в европейских портах, это позволит сэкономить 10% от стоимости перевозки, добавляет Михальченко.

Меньше грузов

Согласно данным администрации Большого порта Санкт-Петербург, за пять месяцев 2015 г. контейнерооборот порта Санкт-Петербург снизился на 38% до 720 000 TEU, перевалка накатных грузов – на 32% до 259 000 т, контейнерооборот порта Усть-Луга упал на 20% до 34 000 TEU, накатных грузов – на 40% до 31 000 т.

Максимальная глубина у причала Контейнерного терминала Санкт-Петербург – 11,4 м, максимальная глубина у причалов Усть-Лужского контейнерного терминала – 13,5 м, сказано на их сайтах. Контейнерный рынок крайне чувствителен к макроэкономическим трендам: в 2015 г. российская экономика и импорт, в частности, существенно снижаются, в результате по итогам пяти месяцев российский контейнерный рынок упал на 26%, объясняет представитель контейнерного оператора Global Ports.

Количество импортных грузов, перевозимых через нашу компанию с таможенных терминалов, в начале года резко сократилось: компании, которые ранее ежемесячно получали контейнеры и отправляли товары по регионам, сейчас получают один контейнер в 3–4 месяца, подтверждает Игорь Евсеев, директор филиальной сети транспортно-экспедиционной компании «ПЭК».

Избыток контейнерных мощностей на Балтике гендиректор Infranews Алексей Безбородов оценивает примерно в 60%: «Новый контейнерный терминал сейчас рынку не нужен. Бронка сможет принимать суда с большой вместимостью, но линии еще долго не будут отправлять их туда». По его словам, чтобы принять судно вместимостью 8100 TEU, нужна развитая внутрипортовая инфраструктура и скоординированная деятельность таможни, брокеров, экспедиторов и проч.

Перевалка грузов в Европе удешевляет их доставку в Петербург, объясняет Безбородов: «Из Шанхая в Роттердам приходят суда вместимостью 18 000 TEU, а после груз перекидывают на суда средней вместимости до Петербурга, – если «восьмитысячник» напрямую пойдет в Бронку из Шанхая, стоимость доставки увеличится более чем на 30%».

В порту Роттердама груз приходит с разных океанских линий, после консолидируется по направлениям, что очень удобно, подтверждает топ-менеджер крупной стивидорной компании: «Чтобы было выгодно вести суда вместимостью 8000 TEU напрямую, нужен спрос в Петербурге на весь груз из конкретной точки отправления».