«Новотранс» забрал вагоны у ФГК

«Дочку» РЖД не устроило, сколько оператор возит по контрактам с угольным холдингом СДС
Федеральная грузовая компания возвращает вагоны «Новотрансу» из-за падения объема перевозок угольного холдинга СДС/ Е. Разумный/ Ведомости

Федеральная грузовая компания (ФГК, «дочка» РЖД) планирует вернуть «Новотрансу» свои полувагоны (около 20 000), которые брала в аренду в прошлом году, рассказали «Ведомостям» три источника, близких к компаниям. Причина – «Новотранс» не выполнял обязательства по загрузке, объясняют собеседники, и ФГК стало невыгодно арендовать вагоны оператора. Сколько «Новотранс» планировал перевезти грузов, собеседники не раскрывают. В 2014 г. «Новотранс» перевез 28,3 млн т (+5,5% к 2013 г.), но в I квартале – лишь 5,7 млн т (почти в два раза меньше, чем в I квартале 2014 г.), говорится в материалах агентства «Infoline-аналитика» (см. график). Представители ФГК и «Новотранса» на вопросы не ответили.

Возможно, условия контракта «Новотранса» и ФГК не устраивали и СДС, чей груз перевозит оператор, – ведь ставка аренды вагона у ФГК выше рынка (350–400 руб. в сутки), предполагает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Для ФГК потеря грузов СДС не критична, но ощутима, уверяет эксперт: это 15% от всех перевозок за 2014 г.

В прошлом году свои вагоны в аренду ФГК отдали Rail Garant (10 600 полувагонов) и СУЭК (6000 полувагонов). Контракты с этими компаниями остаются в силе, говорит один из собеседников. Представитель СУЭК это подтвердил. С представителем Rail Garant связаться не удалось.

В парке «Новотранса» более 27 000 вагонов (из них 25 000 полувагонов). Компания на 100% принадлежит угледобывающему холдингу СДС Владимира Гридина и Михаила Федяева, следует из базы данных СПАРК. СДС с 2013 г. пытается продать «Новотранс». Но покупателей на актив не нашлось, и «Новотранс» передал полувагоны в аренду ФГК. Руководство «Новотранса» рассчитывало, что долгосрочный контракт с ФГК позволит компании выйти на безубыточный уровень в ближайшем будущем, говорится в отчете железнодорожного оператора по РСБУ за 2014 г. Выручка оператора по итогам 2014 г. выросла на 10% до 6,3 млрд руб., но убыток составил 1,4 млрд руб. (в 2013 г. – 135 млн руб.).

Недавно стало известно, что «Новотранс» сменил владельца. Об этом рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к компании, и сообщал «Интерфакс». По данным источников, одним из новых собственников компании стал ее новый гендиректор Константин Гончаров. По данным «Интерфакса», ему принадлежит компания «Арго» (зарегистрирована в 2013 г., основной вид деятельности – транспортная обработка грузов и хранение).