«Домодедово» в первом полугодии уступило «Шереметьево» лидерство по пассажиропотоку

Помог базовый перевозчик «Аэрофлот» – ему «Шереметьево» даже маловато
«Шереметьево» помог базовый перевозчик «Аэрофлот»/ Е. Разумный/ Ведомости

Кризис авиаперевозок изменил расстановку сил крупнейших аэропортов. В первом полугодии «Шереметьево» впервые с 2008 г. (см. инфографику) обслужило больше пассажиров, чем «Домодедово», – 14,3 млн против 13,7 млн (по собственным данным аэропортов). Росавиация данные о загрузке аэропортов в первом полугодии еще не публиковала.

«Домодедово» теряло позиции постепенно: уже в I квартале «Шереметьево» обошло конкурента, обслужив 6,33 млн человек (против 5,72 млн человек). Но в мае и июне услугами «Домодедово» воспользовалось на 4,1% больше пассажиров – 2,69 млн. В июне разрыв увеличился до 5,9% в пользу «Домодедово» (3,2 млн пассажиров), но вернуть лидерство по итогам полугодия не получилось.

«Домодедово» подвела диверсификация. В 2013 г. в материалах аэропорта подчеркивалось, что база перевозчиков, летающих из «Домодедово», – самая диверсифицированная среди московских аэропортов, он меньше, чем «Шереметьево» и «Внуково», зависит от одного перевозчика.

Но именно основной перевозчик и помог «Шереметьево» стать лидером. «Пассажиропоток вырос благодаря росту пассажиропотока ОАО «Аэрофлот» [головной компании группы «Аэрофлот»]», – сообщил представитель «Шереметьево». В 2014 г. на долю авиакомпаний группы «Аэрофлот» (кроме самого «Аэрофлота» из «Шереметьево» летают «Россия» и «Донавиа») пришлось 72% перевозок из «Шереметьево», говорится в годовом отчете компании. Сам «Аэрофлот» за пять месяцев увеличил перевозки на 8,6% до 9,6 млн человек, группа – на 14,9% до 14,1 млн, за первое полугодие данных еще нет.

«Аэрофлот» – главный бенефициар кризиса: его конкуренты «Трансаэро», группа S7, «Ютэйр» и «Уральские авиалинии» сократили перевозки на 13% с начала года, иностранные перевозчики отменили часть рейсов и «Аэрофлот» нарастил перевозки на 10%, констатировал аналитик БКС Митч Митчелл: причина успеха – более устойчивое, чем у конкурентов, финансовое положение.

У «Домодедово» такой поддержки нет. В первом полугодии 2013 г. его крупнейшие перевозчики – «Трансаэро» и S7 – обеспечивали 18% выручки и 39,7% операций взлетов-посадок. Но в том же 2013 году «Трансаэро» перевела 22 регулярных рейса во «Внуково», и единственным крупным перевозчиком осталась группа S7. В первом полугодии S7 немного, на 0,3%, снизила перевозки, передавал «Интерфакс».

«Домодедово» переживает большой спад, считает гендиректор Infomost Борис Рыбак, прежде всего из-за падения международных перевозок: в первом полугодии пассажиропоток за рубеж из «Домодедово» был на 22,9% меньше, чем годом ранее. «Экономические факторы, вызвавшие в том числе сокращение туристического потока в конце 2014 г. и первом полугодии 2015 г., вынудили иностранных авиаперевозчиков сократить перевозки», – объясняет представитель «Домодедово».

Некоторые перевозчики ушли из «Домодедово» в новый международный терминал во «Внуково» – Turkish Airlines, продолжает Рыбак. Иностранные авиакомпании сокращают рейсы в «Домодедово» (EasyJet, Air Berlin) или совсем прекращают полеты (Thai Airways, Cathay Pacific, Niki).

Зато базовые перевозчики сосредоточились на развитии внутренних направлений, говорит представитель «Домодедово», и по росту пассажиропотока на внутренних линиях «Домодедово» – на первом месте среди московских аэропортов (+11,9% в сравнении с 2014 г.).

«Шереметьево» же для стремительно растущего «Аэрофлота» становится тесен. «В 2009 г. «Аэрофлот» выполнял в сутки из «Шереметьево» 236 рейсов туда-обратно, сейчас – 600. К сожалению, мы столкнулись с инфраструктурными ограничениями «Шереметьево», – сетовал на собрании акционеров гендиректор Виталий Савельев. В отчете по РСБУ за IV квартал 2014 г. перевозчик предупреждал, что считает «весьма ожидаемой» задержку ввода третьей взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево». Если это произойдет, компания может перенести часть операционной деятельности в другой аэропорт Москвы, писал «Аэрофлот».

Максимальный пассажиропоток – 35,5 млн человек в год, сказано в отчете «Шереметьево». Третья полоса позволит увеличить пропускную способность на треть. Число взлетно-посадочных операций – до 70 в час, говорил Савельев. Третья полоса должна быть построена в «Шереметьево» к 2018 г., но строительство приостановлено: у аэропорта возникли проблемы с подрядчиком – инжиниринговой корпорацией «Трансстрой». Она предложила Росавиации расторгнуть контракт на строительство.-

В подготовке статьи участвовали Иван Песчинский, Виталий Петлевой