Бизнес
Бесплатный
Владимир Штанов
Статья опубликована в № 3891 от 10.08.2015 под заголовком: Шины уходят на экспорт

Nokian Tyres сократила продажи в России

Но компания наращивает экспорт шин с завода в Ленобласти

Продажи Nokian Tyres в России в первом полугодии упали на 39,1% до140,7 млн евро, сообщила компания. Доля СНГ, включая Россию, в глобальных продажах концерна сократилась на 10 п. п. до 21,9% (см. график). В целом в первом полугодии чистые продажи Nokian Tyres снизились на 8% до 626,8 млн евро, но чистая прибыль почти удвоилась до 199,8 млн евро.

Nokian Tyres работает только на вторичном рынке, напоминает ее представитель. В 2014 г. этот рынок в России сохранился на уровне 2013 г. (43,2 млн шт.), а по итогам 2015 г. может немного вырасти – на 3%, гласят данные «Автостата». Основной спрос обеспечит замена шин на автомобилях, купленных в 2010–2011 гг.: в тот период автомобильный рынок быстро восстанавливался после кризисного 2009 года, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Продажи в штуках Nokian Tyres не раскрывает, но указывает, что они тоже сократились в России – из-за «слабой экономической ситуации и переключения потребителей на более дешевые сегменты и бренды». В условиях кризиса потребители стараются купить более дешевые шины, соглашается Удалов. По этой причине, а также из-за девальвации рубля емкость рынка в 2015 г. в денежном выражении может сократиться на 12,4% до $2,78 млрд, замечает он.

В начале года Nokian Tyres повысила цены в России примерно на 10%. «Рублевая себестоимость шин российского производства выросла из-за того, что часть сырья для производства, например натуральный каучук, импортируется», – поясняет представитель Nokian Tyres. Но рост цен не смог полностью компенсировать эффект девальвации, отмечает компания.

Слабый рубль все же на руку Nokian Tyres. Около 80% своих шин компания производит на заводе в Ленобласти и сейчас увеличивает их экспорт. В I квартале за рубеж было поставлено 54% шин, выпущенных в России, по итогам полугодия – 63%. Развитие экспорта из России поддерживает маржинальность, так как производственные затраты рассчитываются в основном в российских рублях, а продажи – в основном в евро, поясняла Nokian Tyres. По той же причине увеличивают экспорт и другие производители. К примеру, Pirelli, которая вместе с «Ростехом» владеет шинными заводами в Воронеже и Кирове, может увеличить в 2015 г. зарубежные поставки российских шин в 4 раза до 2 млн шт.