Нефть Brent подешевела до шестилетнего минимума из-за перепроизводства

Крупнейшие производители не собираются сокращать добычу
Производители нефти не смогли заранее оценить последствия факторов, которые сейчас давят на цены/ С. Портер/ Ведомости

О достижении котировок Brent уровня 2009 г. сообщило вчера агентство Bloomberg. Цены падают на фоне роста добычи нефти. В июле 2015 г. страны ОПЕК поставили трехлетний рекорд, добывая по 31,5 млн барр. в сутки при разрешенной квоте в 30 млн барр. Иран (член ОПЕК) повысил добычу на 32 300 барр./сутки до 2,86 млн барр./сутки, это максимум с июня 2012 г. Осенью с Ирана должны быть сняты санкции – после этого, по прогнозам МЭА, страна сможет быстро увеличить экспорт нефти на 730 000 барр./сутки, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на иранские СМИ.

США, по данным Baker Hughes, ввели на прошлой неделе еще две нефтегазовые установки – теперь их 672. Запасы нефти в стране увеличились на 2,62 млн барр. и достигли 456,2 млн барр. Хотя добыча чуть снизилась: на 14 августа США добывали 9,348 млн барр./сутки, на 2,2% меньше, чем месяцем ранее.

Из-за сохраняющегося избытка предложения и перспектив увеличения иранского экспорта котировки WTI скоро могут снизиться до $30/барр., приводит мнения аналитиков газета The Wall Street Journal. Это будет означать рост убытков, например, для канадских компаний, добывающих нефть из битуминозных песков методом бурения, пишет издание со ссылкой на исследование TD Securities. Прибыль они получают при цене WTI выше $44/барр. Тем не менее Канадская ассоциация нефтепроизводителей прогнозирует рост добычи на 6% в 2015 г., а к 2020 г. – на 30%.

Российские компании в январе – июле увеличили добычу на 1,4% до 10,692 млн барр./сутки. По итогам всего года аналитики Goldman Sachs ожидают роста добычи в России на 1,1% силами «Башнефти», небольших независимых компаний, а также благодаря росту производства конденсата. С 2017 г. ежегодный рост составит уже 2,4%, прогнозируют аналитики Goldman Sachs: в эксплуатацию будут введены новые месторождения Восточной Сибири.

В этой ситуации некоторые страны ОПЕК настаивают на созыве внеочередного заседания картеля. Чтобы цены пошли вверх, должны сократиться мировые поставки нефти, говорил председатель совета директоров ливийской National Oil Corp. Наги Элмаграби.

Производители нефти не смогли заранее оценить последствия факторов, которые сейчас давят на цены: это и иранская нефть, и рост добычи в Северной Америке, и отсутствие хороших экономических новостей, в первую очередь из Китая, говорит аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин. По его мнению, рынок еще не достиг дна и ничто не указывает на скорый поворот цен к росту. В конце июля российский министр энергетики Александр Новак сказал после встречи с руководителем ОПЕК Абдаллой аль-Бадри, что вопрос о «ручном» управлении рынком нефти не обсуждается: этот механизм «перестал быть эффективным, таким, как он был, скажем, 10 лет назад». Он напомнил, что большинство нефтедобывающих стран не готовы снижать добычу.

Запас прочности у стран ОПЕК больше, чем у США, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. ОПЕК может пойти на принятие важных решений, когда проблемы на нефтяном рынке станут очень серьезными, считает он.