Экспертный совет при правительстве раскритиковал предложения Роспотребнадзора по интернет-торговле

Они могут создать преференции иностранным игрокам
Роспотребнадзор может усложнить жизнь российским онлайн-ритейлерам/ М. Стулов/ Ведомости

Экспертный совет при правительстве России раскритиковал поправки к закону «О защите прав потребителей» и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), которые в начале июля опубликовал Роспотребнадзор. Заключение Экспертного совета внесено в ходе процедуры оценки регулирующего воздействия, уточнил представитель совета. Такое заключение направлено министру по вопросам открытого правительства Михаилу Абызову, в Минкомсвязи и Минэкономразвития, добавил он.

Роспотребнадзор представил идеи по регулированию так называемых товарных агрегаторов в интернет-торговле. Речь идет о торговых площадках, аккумулирующих предложения ритейлеров и предоставляющих информацию о них потребителям. Среди самых известных российский «Яндекс.Маркет», зарубежные Aliexpress, eBay. Кроме того, многие онлайн-ритейлеры помимо собственных продаж также предоставляют онлайн-площадку для других игроков (так называемый marketplace).

Роспотребнадзор, как говорится в пояснительной записке к поправкам, считает, что работа товарных агрегаторов в интернете не урегулирована законом. В результате, пишут авторы поправок, случаются «многочисленные злоупотребления и правонарушения». «<...>Привлечь к ответственности за которые виновных лиц зачастую оказывается невозможно (в том числе по причине отсутствия необходимой и достоверной информации о наименовании соответствующего хозяйствующего субъекта, его фактическом месте нахождения и проч.)», – жаловался регулятор. Поэтому Роспотребнадзор предлагал прописать в законе понятие «агрегатор товаров (услуг) в сети интернет» и приравнять агрегаторы по обязанностям и ответственности к продавцам.

Изначально Роспотребнадзор также предлагал ввести механизм временной блокировки сайтов – нарушителей закона, но по итогам публичных обсуждений отказался от этой меры.

Агрегаторы спроса

13 % онлайн-покупателей в России совершали последнюю покупку в интернете, выбрав ее через «Яндекс. Маркет», по данным обзора Data Insight, InSales и PayU за 2014 г. Еще 5% пользовались другими аналогичными сервисами. В ключевых для российской интернет-торговли категориях – «Бытовая техника», «Телефоны» и «Компьютеры» – доля «Яндекс.Маркета» существенно выше и составляет, по оценкам аналитиков, 33, 29 и 28% соответственно

Участники Экспертного совета при правительстве России в заключении на идеи по регулированию товарных агрегаторов отмечают: «Законопроект возлагает на владельцев интернет-ресурсов юридически и экономически необоснованные обязанности, надлежащее выполнение которых во многих случаях является невозможным».

Агрегаторы не осуществляют продажу товара, не обладают соответствующей информацией о товаре и не могут гарантировать ее достоверность, рассуждают эксперты, а проект поправок налагает на них такие обязанности. В то же время поправки Роспотребнадзора не предусматривают аналогичной обязанности продавцов и изготовителей предоставлять полную и достоверную информацию о товаре самому агрегатору, указывают они.

Крупнейший российский агрегатор «Яндекс.Маркет» уже доводит до потребителя предоставленную рекламодателями информацию о продавце, цене, наличии, основных характеристиках, говорит руководитель сервиса Павел Алешин. Достоверность и полнота дополнительной информации зависят от того, будут ли ее предоставлять в необходимом объеме магазины и производители, отмечает он. В случае принятия поправки на торговые площадки будут возложены обязательства, исполнение которых от них не зависит, опасается Алешин. «Именно на стороне продавца и производителя формируется информация о товаре, только они могут нести ответственность за ее полноту и достоверность», – считает он.

Кроме того, «принятие законопроекта приведет к созданию преференций для иностранных агрегаторов», отмечают авторы отзыва Экспертного совета. Иностранные торговые площадки позволяют заказывать товары за границей с доставкой в Россию и не должны предоставлять покупателям информацию в том объеме, что и российские игроки. Иностранные торговые площадки будут в выигрышном положении, согласна Евгения Лампадова из Wikimart. К тому же действующее законодательство о защите прав потребителей уже содержит нормы, гарантирующие права потребителей при покупке товаров в интернете, в том числе право на отказ от товара до его получения и в течение семи дней после его получения, рассуждает она. По ее мнению, методы, предлагаемые ведомством в законопроекте, лишь создадут дополнительные препятствия для интернет-бизнеса.