СДС может выкупить долю Геннадия Тимченко в порту на Дальнем Востоке

Volga Group может отказаться от проекта строительства угольного терминала
Volga Group уходит из проекта, так как угольный бизнес теряет привлекательность, считает сотрудник одной из угледобывающих компаний/ Е. Разумный/ Ведомости

Холдинг «СДС-уголь» подал ходатайство в ФАС об увеличении доли владения в ООО «Морской порт Суходол» до 100%, говорится в сообщении службы. Служба ходатайство удовлетворила. Сейчас «Морской порт Суходол», по данным «СПАРК-Интерфакса», на паритетных началах принадлежит «СДС-углю» (входит в кемеровский холдинг СДС) и «Патей холдингз лимитед» (структура Volga Group Геннадия Тимченко). Представитель СДС на вопросы не ответил. Представитель Volga Group сообщение ФАС комментировать не стал, сказав лишь, что «никаких движений в отношении актива не было».

«Морской порт Суходол» – компания-оператор строительства угольного терминала в одноименной бухте на побережье Уссурийского залива в Приморском крае. Строительство терминала в бухте Суходол – идея правительства, которое планировало в 2012 г. сделать его портом для угольщиков. В 2013 г. для строительства порта нашелся инвестор – СДС, у которой не было своего терминала на Дальнем Востоке. А в начале 2014 г. Volga Group вошла в капитал «Морского порта Суходол». В том же году должно было начаться строительство терминала для перевалки угля мощностью 20 млн т в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди (мощность – до 6 млн т в год) планировался в июле 2017 г., второй и третьей очередей – в 2019–2021 гг. СДС должна была стать основным клиентом терминала в бухте Суходол. В начале 2015 г. на совещании в Минтрансе обсуждали возможный отказ от строительства терминала.

Volga Group уходит из проекта, так как угольный бизнес теряет привлекательность, считает сотрудник одной из угледобывающих компаний. Темп роста экономики Китая, крупнейшего потребителя угля в мире, замедляется, цены – на многолетних минимумах. По данным Bloomberg, цена на энергетический уголь на условиях FOB Австралия за полгода упала на 9,3% до $60,2 за тонну, на коксующийся – на 14,9% до $74,5 за тонну. Замедляется темп роста экономики Китая – крупнейшего покупателя угля в мире.

Инвестиции в строительство порта Суходол – 18 млрд руб. (в том числе 2,8 млрд руб. – бюджетные средства), по данным федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014–2018 гг. Сколько СДС и Volga Group уже инвестировали в проект, непонятно. Сотрудник одной из угледобывающих компаний полагает, что самостоятельно СДС такой проект осилить не сможет, ей нужен будет партнер.

Volga Group принадлежит 30% угледобывающей компании «Колмар» (еще 30% – у Андрея Бокарева, остальные 40% – у Анатолия Митрошина и Сергея Цивилева). Компания владеет «Сахатрансом», который тоже строит терминал для перевалки угля на Дальнем Востоке – в порту Ванино. Терминал рассчитан на погрузку 12 млн т угля в год, а к 2018 г. она вырастет до 24 млн т, сообщает «Колмар» на своем сайте.

Дефицита перевалочных мощностей на Дальнем Востоке сейчас нет, видимо, поэтому Тимченко отказывается от одного из проектов, рассуждает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Кроме того, у одного из совладельцев «Колмара» – Бокарева есть стивидорная компания, которая тоже работает на Дальнем Востоке, в Восточном порту (через нее экспортируется уголь «Кузбассразрезугля», совладелец которого – тоже Бокарев). По итогам 2014 г. Восточный порт увеличил перевалку на 23% до 21,8 млн т. В этом году перевалка выросла на 5% до 9 млн т.