Группа ГАЗ хотела получить прибыль в 2016 году

Производитель LCV рассчитывал, что получение госгарантий поможет компании улучшить финансовые результаты
Реструктуризация потребовалась группе ГАЗ из-за удорожания заемных средства, прежде всего из-за резкого роста ключевой ставки ЦБ в конце 2014 г./ А. Гордеев/ Ведомости

Реструктуризация долга группы ГАЗ в размере 47 млрд руб. под госгарантии могла вывести компанию на безубыточность в 2016 г. – чистая прибыль по МСФО прогнозировалась на уровне 800 млн руб. против ожидаемого в 2015 г. чистого убытка в 4,2 млрд руб. Это следует из имеющихся у «Ведомостей» материалов, в которых обосновывается необходимость предоставления госгарантий для реструктуризации долга группы ГАЗ. Из документов также следует, что к 2025 г. выручка группы ГАЗ по сравнению с 2014 г. (120 млрд руб.) может увеличиться на 85% до 222,7 млрд руб., чистая прибыль – вырасти до 10,8 млрд руб., а отношение чистого долга к EBITDA – сократиться с 6,6 до 1,3, говорится в материалах.

Эти данные предоставила сама компания, поясняет федеральный чиновник. «Мы никуда не подавали такой документ, и информация в нем не соответствует текущему положению вещей», – сказал представитель группы ГАЗ. В Минэкономразвития, по словам представителя ведомства, такой документ не поступал. Представители Минпромторга и Минфина на запрос «Ведомостей» не ответили.

В 2015 г. группа ГАЗ просила предоставить госгарантии для реструктуризации долга в 47 млрд руб.: 33,25 млрд руб. синдицированного кредита (его в 2009 г. предоставили Сбербанк и ВТБ для реструктуризации другого синдицированного займа), а также 13,7 млрд руб. долга по инвестиционным кредитам, также привлеченным у ВТБ и Сбербанка. Реструктуризация нужна ГАЗу, чтобы избежать дефолтов, сократить проценты к уплате и обеспечить положительный денежный поток, сказано в материалах. Но в итоге группа ГАЗ отозвала заявку на получение госгарантий, договорившись с банками о реструктуризации 33,25 млрд руб. без господдержки. Новые условия не раскрываются. Исходя из имеющихся материалов, для погашения 33,25 млрд руб. долга компания планировала привлечь новый кредит до 2020 г. с погашением начиная с 2017 г., указано в материалах. Начисляемые проценты – ставка ЦБ плюс 3,5%, но не менее 12,25% годовых, уплачиваемые – до 12,95%. Разницу между начисленными и уплаченными процентами предполагалось капитализировать в основной долг и погасить вместе с последним платежом.

Как будут реструктурированы кредиты на 13,7 млрд руб. (это предполагалось сделать в IV квартале 2015 г. с переносом выплаты по телу долга с 2015–2017 гг. на 2018–2021 гг., следует из материалов), не известно. Представитель ВТБ от комментариев отказался. Представитель Сбербанка на вопросы не ответил.

Реструктуризация потребовалась группе ГАЗ из-за удорожания заемных средства, прежде всего из-за резкого роста ключевой ставки ЦБ в конце 2014 г. Ситуацию усугубляет падение продаж на автомобильном рынке.

Группа ГАЗ, исходя из имеющихся материалов, прогнозировала, что в 2015 г. рынок легких коммерческих автомобилей (LCV, основной сегмент для группы, обеспечивающий около трети ее выручки) сократится на 45% до 71 000 шт., а рост возобновится в 2016 г. По данным «Автостата», за семь месяцев 2015 г. в России было продано 51 411 LCV (см. график) – на 31,8% меньше, чем в январе – июле 2014 г. Лидирует ГАЗ (20 810 шт., минус 27,1%). По итогам 2015 г. рынок может сократиться на 35–40%, прогнозирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Причин для улучшения ситуации нет, замечает он: цены на нефть падают, рубль остается слабым – это отражается на экономике и, соответственно, на рынке коммерческого транспорта. Упасть сильнее рынку не даст господдержка – программы обновления парка, льготного лизинга, закупок федеральными структурами, добавляет Удалов.