Игорь Сечин: Россия в 2035 году будет добывать 700 млн т нефти

Но пока президент «Роснефти» одинок в своем оптимизме
Игорь Сечин верит в стабильность Китая, рост цен на нефть и добычи в России/ Е. Разумный/ Ведомости

Несмотря на замедление экономики Китая, рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона имеют большой запас прочности: важность азиатского рынка в мире возросла, рассказал президент «Роснефти» Игорь Сечин на конференции FT Commodities в Сингапуре. «Некоторые даже предрекают «жесткую посадку» экономики Китая, т. е. снижение ее темпов роста до 3–4% в год и ниже. Однако, по нашему мнению, вероятность этого сценария не является высокой в силу хороших фундаментальных факторов, лежащих в основе роста китайской экономики», – говорится в докладе топ-менеджера. Сечин ожидает прироста потребления нефти в Китае в среднем на 2% в год. При этом замедление темпа роста спроса в Китае компенсируется ростом спроса на жидкие углеводороды в первой половине 2015 г., отметил он.

Пока низкие цены на нефть не привели к серьезному снижению добычи – ее поддерживают уже сделанные инвестиции, объяснил Сечин. Но транснациональные компании все больше сокращают инвестиции – в 2014 г. они урезали программы на $140 млрд, а в 2016 г. могут сократить вложения уже на $200–250 млрд, рассказал топ-менеджер. Это негативно скажется на уровне добычи в течение 2–3 лет, объяснил он. В результате цены на нефть могут скорректироваться уже в течение 2–3 лет. При этом опасения по поводу роста добычи в Иране, по мнению Сечина, преувеличены.

Что поддержит цену

Для роста добычи в месторождения нужно инвестировать «сотни миллиардов долларов», сказал Сечин. При нынешних ценах либо возврат этих инвестиций будет проблематичен, либо доходность от этих проектов для бюджета страны-производителя будет сомнительной, отметил он. В долгосрочной перспективе цены на нефть поддержит сокращение доли традиционных месторождений – добыча трудноизвлекаемых запасов дороже.

Будущее поставок нефти Сечин видит за Россией, Венесуэлой и Ираном. Именно эти страны смогут наращивать добычу в долгосрочной перспективе. В России к 2035 г. она может быть доведена до 700 млн т и больше. При этом Россия планирует не только сохранить, но и значимо увеличить свою долю на азиатских энергетических рынках.

Но в энергостратегии до 2035 г. (есть у «Ведомостей») Минэнерго придумывает, как сохранить добычу на текущем уровне, о росте речи не идет. Ни в одном оптимистичном сценарии развития отрасли цифры в 700 млн т нет, говорит профильный чиновник одного из министерств. Теоретически Россия может добывать около 700 млн т нефти в год, если начнет активно разрабатывать шельф и трудноизвлекаемые запасы, говорит эксперт. Но в реальных условиях, с учетом санкций и низких цен на нефть, добыча в России вырастет примерно до 550 млн т нефти к 2020 г., а потом может даже снизиться, считает портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев.

Рост цен в результате снижения инвестиций – очень инерционный процесс, он может занять существенное время, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. По его словам, американские компании сейчас снижают инвестиции и добычу – но это не те объемы, которые будут влиять на цены. По его мнению, цены все еще может скорректировать ОПЕК: сейчас страны – участницы картеля превышают квоты по добыче и могли бы принять решение о ее снижении, размышляет он.

Вахрамеев считает, что лишние объемы с рынка могут уйти в результате банкротства американских нефтяных компаний, которые добывают сланцевую нефть, в течение года-двух. По данным Международного энергетического агентства, переизбыток производства нефти в мире сейчас составляет порядка 3 млн баррелей в сутки – это сопоставимо с добычей, например, Ирана, напоминает он. Компании не могут просто остановить добычу, так как в основном привлекали на разработку кредиты, а их нужно отдавать, указывает эксперт.