«Трансаэро» запретили летать

Сертификат эксплуатанта у перевозчика отозвали с 26 октября, котировки «Трансаэро» ответили взлетом на 187%
Росавиация аннулирует с 26 октября сертификат эксплуатанта авиакомпании "Трансаэро"/ Е.Разумный/ Ведомости

Сбербанк 16 октября подал иск о банкротстве «Трансаэро» в Арбитражный суд Санкт-Петербурга, через несколько дней то же сделал Альфа-банк. 19 октября о таком намерении заявила пресс-служба ВТБ.

Росавиация аннулирует с 26 октября сертификат эксплуатанта авиакомпании "Трансаэро". Как сообщают "Интерфакс" и ТАСС, это заявил 21 октября утром телеканалу "Россия 1" министр транспорта Максим Соколов. Он напомнил, что 20 октября Росавиация завершила инспекционную проверку перевозчика и эксперты подписали акт о том, что дальнейшая деятельность авиакомпании невозможна. Приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта был подписан в среду утром.

В первые минуты торгов на Московской бирже акции "Трансаэро" подорожали почти на 40%, сообщает ТАСС. В середине дня рост котировок составил 187%, сообщает "Интерфакс".

К 11.14 мск акции "Трансаэро" дорожали на 76,47% до 12 руб., а котировки "Аэрофлота" ускорили снижение и опускаются на 5,31% при снижении индекса ММВБ на 0,3%, сообщает "Прайм". В соответствии с методикой определения риск-параметров рынка ценных бумаг Московской биржи в 10.58 мск изменены значения верхней границы ценового коридора (до 12 руб.) ценной бумаги "Трансаэро", говорится в сообщении биржи. Даже после повышения планки до 12 руб. предложений на продажу акций "Трансаэро" нет, следует из данных торговой площадки.

Несмотря на сообщение об отзыве сертификата акционеры группы S7 ("Сибирь") сохраняют планы по покупке "Трансаэро", сказала "РИА Новости" совладелец "Сибири" Наталия Филева.

О начале внеплановой инспекционной проверки "Трансаэро" Росавиация объявила в начале октября. «Крайне неудовлетворительное финансово-экономическое состояние "Трансаэро" может формировать дополнительные риски и угрозы для безопасности авиаперевозок. В настоящее время авиакомпания испытывает острый дефицит средств, необходимых для тренажерной подготовки летных и кабинных экипажей, для поддержания летной годности многочисленного и разнотипного парка воздушных судов, своевременного ремонта и технического обслуживания самолетов», – заявило тогда ведомство. Сообщалось, что по итогам проверки компании могут запретить летать.

Дату отзыва сертификата министр связал с тем, что с наступлением зимнего расписания, "как раз 26 октября", "все авиакомпании мира значительно снижают свои объемы перевозок". Пассажиров, которые имеют на руках билеты "Трансаэро", обслужат компании группы "Аэрофлота" или "других российских авиакомпаний, которые в этой ситуации подставят плечо", заверил Соколов. Таких пассажиров сейчас чуть меньше 150 000, к 26 октября их будет меньше 100 000, уточнил он. Всего группа "Аэрофлот" перевезет около 1,8 млн клиентов "Трансаэро".

Долги «Трансаэро» составляют около 260 млрд руб. Сначала предполагалось, что 75% плюс 1 акция компании будут проданы "Аэрофлоту" за символический рубль, но сделка не состоялась. Сообщалось, что акционеры "Трансаэро" не смогли вовремя консолидировать необходимый пакет акций и "Аэрофлот" отказался от оферты, а заявления профильных чиновников сводятся к тому, что вариант банкротства авиакомпании представляется единственно возможным. Стало известно, что 1 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было принято решение банкротить авиакомпанию. Министры, руководители Сбербанка и ВТБ стали говорить, что банкротство - единственный выход из ситуации, хотя против этого выступала часть кредиторов во главе с банком МФК Михаила Прохорова.

"Конечно, перевозка этих 100 000 человек хоть и очень важная, сложная, но выполнимая задача. Ситуация находится под полным контролем и управлением не только со стороны "Аэрофлота", но и министерства транспорта, Росавиации, где функционирует штаб по решению данных вопросов. Все пассажиры, имеющие на руках билеты до 15 декабря этого года включительно, будут перевезены по соответствующим направлениям", - цитирует министра "Интерфакс".

19 октября руководители «Абсолют банка», Московского индустриального банка, Московского кредитного банка (МКБ), банка МФК, Новикомбанка и представительства банка БФА написали письмо бывшему руководителю "Трансаэро" Ольге Плешаковой (копия есть у «Ведомостей», представители МКБ и МФК подтвердили ее подлинность) с предложением вынести на совет директоров авиакомпании 22 октября вопрос о смене гендиректора.

Вечером 20 октября стало известно, что член совета директоров и крупнейший акционер «Трансаэро» (46,55% на 30 сентября) Александр Плешаков подписал соглашение о продаже не менее 51% акций авиакомпании совладельцу S7 Владиславу Филеву. Сначала об этом сообщило РБК, затем "Ведомостям" это подтвердили жена Филева Наталья, совладелец S7, а также источник в окружении Ольги Плешаковой. Раскрывать причины сделки Филева отказалась, отметив только, что «тысяча летчиков в России стоят миллиард рублей». РБК со ссылкой на Плешакова отмечало, что сумма сделки составит «существенно больше одного рубля», обещанного в сентябре «Аэрофлотом» за 75% плюс 1 акция «Трансаэро».

После появления информации о сделке замминистра экономического развития Евгений Елин заявил ТАСС, что у "Трансаэро" появился реальный шанс, поскольку "один из лидеров рынка - авиакомпания S7 - решила взять на себя финансовую ответственность и перед кредиторами, и перед пассажирами, и перед регионами, и субъектами регионов". Он добавил, что происходит то, на что рассчитывало Минэкономразвития: одна из самых эффективных компаний поглощает менее эффективную и происходит оздоровление рынка. В начале октября начальник Елина Алексей Улюкаев называл банкротство "Трансаэро" единственной возможностью и отмечал, что 9 млрд руб. госгарантий в конце 2014 г. только "продлили стадию неэффективного менеджмента и создали дополнительные риски для всех".

"Трансаэро" продолжит свою деятельность после покупки ее акций совладельцем авиакомпании S7, говорил во вторник вечером источник ТАСС в авиационных кругах. По его словам, было вероятно, что будет разработан план финансового оздоровления компании, реструктуризации задолженности, согласованный с кредиторами. "Скорее всего, в качестве консультанта будет нанят зарубежный банк, который поможет разработать план реструктуризации", - предполагал собеседник агентства. Также он говорил, что претензии Росавиации по сути связаны только с финансовыми проблемами "Трансаэро" и утверждение плана оздоровления поможет перевозчику сохранить сертификат эксплуатанта.

Елин также высказал мнение, что Росавиация должна сохранить "Трансаэро" сертификат эксплуатанта, дать авиакомпании возможность летать. Государство может помочь S7 тем, чтобы "не мешать ей с точки зрения административных барьеров" и не лишить "приза", за которым эта компания идет, - маршрутной сети "Трансаэро". Также он говорил, что кредиторы "Трансаэро" должны прийти к единому соглашению, например капитализировать свой долг, то есть перевести его в акции под определенные условия, сказал Елин. "Безусловно, для кредиторов это лучше, чем потеря всего, у них появляется обоснованная уверенность, если не гарантия, что часть долга они вернут", - сказал Елин. При этом он добавил, что "долг не только кредитный, но и лизинговый и для ВТБ и Сбербанка управление перевозчиком, который является репутабельным и обладает мощной сетью, – это, конечно, уверенность".