Чиновники спорят о тарифах РЖД

ФАС говорит о 5,5%, Минэкономразвития и Минтранс настаивают на 9%
Чиновники никак не договорятся, на сколько повысить тарифы РЖД/ А. Гордеев/ Ведомости

Думаю, что 9% [роста грузовых тарифов] – это практически решенный вопрос по РЖД», – говорил в прошлый понедельник министр экономического развития Алексей Улюкаев (цитата по «Интерфаксу»). Как выяснилось, не все ведомства с этим согласны. «Спор не закончен <...> мы продолжаем считать, что 10 или 9%, которые заложены сейчас в прогноз, – это много, – заявил в пятницу руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. – У нас есть основания предполагать, что это не должно быть больше 5,5%».

Еще в октябре ФАС предлагала повысить тарифы РЖД в два этапа – на 5,5% с 1 января и на 4,2% с 1 июля 2016 г. – при условии, что монополия выполнит целевые показатели. Правительство рассмотрело прогноз социально-экономического развития России и по параметрам индексации тарифов РЖД решение фактически принято, заявил «Ведомостям» представитель Минэкономразвития. «Параметры прогноза социально-экономического развития – [рост] 9%. Под это просчитан финплан РЖД, рассмотренный на совете директоров под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича», – подтвердил представитель Минтранса. «Предлагаемое ФАС решение приведет к необходимости предоставления компании субсидии в 37,5 млрд руб., которая из-за эффекта занижения тарифной выручки выльется в необходимость предоставления субсидий и в 2017 г., и в 2018 г.», – объясняет представитель Минэкономразвития. Представитель ФАС на дополнительные вопросы не ответил, сотрудник РЖД отказался от комментариев, получить комментарии представителя Дворковича не удалось.

В 2015 г. грузовые тарифы РЖД выросли на 10% (см. график) – это была компенсация за замораживание тарифов в 2014 г. Кроме этого РЖД воспользовалась правом повышать плату за перевозку определенных видов грузов. С августа 2014 г. 13,4% прибавили тарифы на экспорт нефтяных грузов, с конца января 2015 г. на столько же подорожал экспорт остальных грузов (в дополнение к росту тарифов на 10%).

А о том, на сколько могут вырасти тарифы в 2016 г., разгорелся спор, так как государство ограничено в возможности помогать РЖД. Минэнерго считает, что при индексации тарифа на 9% монополия сможет обойтись без субсидий. Новый президент РЖД Олег Белозеров на встрече с руководителем думской фракции «Единой России» Владимиром Васильевым просил его помочь отменить налог на имущество для монополии. «Порядок цифр [по нему] достигает 60 млрд руб. с лишним в год. Ни авиация, ни автомобильные дороги – никто этот налог не платит. Мы просто становимся неконкурентоспособными в этой части. Более того, мы сейчас строим новые дорогостоящие объекты – соответственно, этот налог будет еще дополнительно вырастать», – объяснял Белозеров (цитата по «Интерфаксу»). Если этот налог обнулить, то при повышении тарифа на 10% РЖД обойдется уже без субсидий, заверял он. Если же налог останется, то монополии потребуется 22 млрд руб. из бюджета.

Инвестиционная программа РЖД на 2016 г. сверстана исходя из повышения грузового тарифа на 9%, говорил на прошлой неделе замминистра транспорта Алексей Цыденов. «Субсидии [в нее] пока не заложены, но финплан и инвестпрограмма балансируются на безубыточном уровне при условии возврата льгот по налогу на имущество», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»). Правительство будет рассматривать инвестпрограмму РЖД 26 ноября, ее размер может составить 432 млрд руб. – такая цифра была предусмотрена проектом, обсуждавшимся на заседании совета директоров монополии в конце октября.

Едва ли в последний момент позиция ФАС перевесит точку зрения остальных ведомств, считает чиновник профильного ведомства. С новым президентом монополия активно работает над сокращением издержек – Белозеров обещал, что РЖД в 2016 г. сэкономит 50 млрд руб., напомнил чиновник.