Минфин и Минэнерго больше не спорят о налоговой системе для нефтяников

Они вместе разработают систему налогообложения на добавленный доход
Минфин и Минэнерго разработают систему налогообложения на добавленный доход для всех месторождений/ М. Стулов/ Ведомости

Разработка новой системы займет много времени, считает старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов: «Нужно определить ее параметры, проконсультироваться с компаниями, согласовать в правительстве, решить, как эта система будет администрироваться. Это огромная работа». С пилотными проектами было бы быстрее. Но реформа в налогообложении отрасли нужна. Действующая система сильно устарела и представляют собой громоздкую конструкцию со множеством льгот для месторождений, объяснил эксперт.

Минфин и Минэнерго договариваются о введении налога на добавленный доход (НДД) в целом для нефтяной отрасли, передал в пятницу «Интерфакс» со ссылкой на министра энергетики Александра Новака.

Оба министерства уже давно обсуждают изменения налогообложения для месторождений. При этом у каждого свой вариант.

Идея НДД принадлежит Минфину. В августе он разослал по министерствам и компаниям презентацию с параметрами законопроекта. В нем предлагалось сделать фиксированную ставку НДД в 70%. Налоговая база – расчетная выручка от добычи сырья минус расчетные транспортные затраты, экспортная пошлина и НДПИ, а также минус фактические операционные расходы (кроме транспортных) и капитальные вложения. НДД начинает взиматься только тогда, когда окупятся все затраты компании и она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. Этот налог применяется как для старых, так и для новых месторождений, но исторические затраты учитываются только для новых – до года введения налога.

Минэнерго выступает за налог на финансовый результат (НФР, законопроект уже внесен в Госдуму). НФР – налог на разницу между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и транспортировку, капитальные затраты списываются ускоренно (дополнительно 40% за четыре года). Ставка – 60%. Предполагалось, что сначала этот налог будет введен для 16 пилотных месторождений. Минфин был категорически против НФР.

Эта тема обсуждалась на президентской комиссии по ТЭКу в октябре. Концептуально президент Владимир Путин поддержал переход на новую систему, но без деталей, рассказывали участники комиссии. Нефтяные компании единодушно предложили перейти к «рациональной системе налогообложения», за это выступал и президент «Роснефти» Игорь Сечин.

В пятницу Новак сказал, что решено отказаться от НФР. «То, что называется Минфином системой НДД, – это тоже налог на финансовый результат, только с несколько другими параметрами», – добавил он. Министерства разработают параметры НДД, «которые будут удовлетворять всех». Пока конкретных результатов нет, поэтому говорить не о чем, отмечает федеральный чиновник. По словам Новака, НДД не станут применять для отдельных пилотных проектов: «То есть речь идет в целом об изменении налоговой системы. И это интересно».

Ранее министр финансов Антон Силуанов говорил, что министерство серьезно займется системой налогообложения нефтяной отрасли после 2016 г. при разработке бюджета на 2017–2018 гг. Если отрасль не перейдет на НДД или НФР, то к 2020 г. добыча может снизиться до 508–510 млн т, сказал Новак в феврале «Интерфаксу». В 2014 г. добыча составила 527 млн т.

Представители Минэнерго и Минфина не ответили на запросы «Ведомостей».