Статья опубликована в № 3977 от 09.12.2015 под заголовком: Разлетелись от банкротства

Большая часть самолетов «Трансаэро» улетела из России

Так лизинговые компании страхуются от российских рисков
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

От иностранных лизинговых компаний у «Трансаэро» было около 30 самолетов, их все «иностранцы» уже забрали, рассказал топ-менеджер компании, занимающейся лизингом. Российские лизинговые компании следуют их примеру, продолжает он, даже заключают срочные договоры с сотрудниками «Трансаэро» (ее сертификат эксплуатанта был отозван 26 октября, с ноября компания не платит зарплаты сотрудникам, часть из которых уже уволилась), чтобы привести самолеты в порядок и они могли по разовым разрешениям улететь из России до банкротства авиакомпании.

«Во «Внуково» осталось восемь или девять самолетов «Трансаэро», ее собственные и российских лизинговых компаний, часть ремонтируется, этим занимались в том числе и инженеры «Трансаэро», видимо, по контрактам с лизингодателями», – говорит председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев. Самолеты улетали после остановки авиакомпании 26 октября большими партиями по разовым разрешениям, продолжает он.

В «Домодедово» остается 12 самолетов «Трансаэро», сообщил представитель аэропорта. Это Boeing 737, 777, 767 и 747, а также Ту-204, знает менеджер кредитора авиакомпании. В других российских аэропортах самолетов «Трансаэро» нет, знают еще два кредитора.

«Россия ратифицировала Кейптаунскую конвенцию, которая регулирует взаимоотношения авиакомпаний и лизингодателей, но не все законодательство привела в соответствие с ней. У нас в первой очереди кредиторов бюджет и работники, а должны быть лизингодатели. Если авиакомпания банкротится, то суд арестовывает все, что у нее есть на балансе и на основании договоров», – объясняет гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Банкротства «Трансаэро» добиваются несколько кредиторов (ее долги госбанкиры оценивают в 250–260 млрд руб.), рассмотрение их требований арбитраж Санкт-Петербурга продолжит 16 декабря.

Крупнейшие российские лизингодатели «Трансаэро» – «Сбербанк лизинг» (четыре Boeing 747 и 10 Boeing 737, но девять из них еще строятся и должны поступить в 2016–2017 гг. – меморандум о передаче всех 14 самолетов подписан с «Аэрофлотом»), «ВЭБ лизинг» и «ВТБ лизинг» (соответственно 21 и 20 широкофюзеляжных Boeing семейств 767, 777 и 747). Пресс-службы всех трех от комментариев отказались. И. о. гендиректора «Трансаэро» Александр Бурдин не отвечал на звонки.

У «Трансаэро», по данным компании и чиновников, было 106 самолетов (101 Boeing и пять Ту-204), из них 10 Boeing в собственности. Значит, в России осталось 10–11 лизинговых судов.

«Пять из них принадлежат «Ильюшин финанс», мы ведем процедуру их возврата. В России могут быть проблемы с изъятием, в том числе поэтому иностранные лизинговые компании регистрируют свои суда в других юрисдикциях. Но «Ильюшин финанс» поставляет только российские самолеты, они зарегистрированы в России, поэтому не планируем их «выгонять» из страны. Мы будем оптимистами», – рассказал представитель компании Андрей Липовецкий.

«Российские процедуры изъятия мало чем отличаются от западных, только изъять и расторгнуть контракт в России нельзя после первой просрочки платежа, но есть дополнительные риски: забрать самолет, если у авиакомпании есть долги, могут помешать аэропорт или госкорпорация по организации воздушного движения; он может быть арестован по требованию кредиторов или в рамках банкротного дела. Например, лизингодатели долго, иногда годами, не могли забрать суда у «Красэйр», «Атлант-союза», «Полета», – говорит авиационный юрист Виктор Снегирев.

«Выгнать» такое количество самолетов, как у «Трансаэро», нельзя было без содействия авиакомпании, добавляет он. «Трансаэро» помогала лизингодателям забрать суда, знает топ-менеджер лизинговой компании. Гендиректором «Трансаэро» с 7 сентября до конца октября был топ-менеджер «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин. Связаться с ним вчера вечером не удалось, представитель «Аэрофлота» не смог предоставить оперативные комментарии.

Читать ещё
Preloader more