«Аэрофлот» завышает цены на билеты после ухода с рынка «Трансаэро», считает ФАС

Служба пока выдала устное предупреждение, но может возбудить дело
ФАС грозит «Аэрофлоту»/ Е. Разумный/ Ведомости

«Аэрофлот» мало того что получил международные направления «Трансаэро», так еще и тарифы поднял <...> Только ленивый губернатор не жаловался на повышение тарифов <...> Они [«Аэрофлот»] получили устное предупреждение, потом не за горами письменное и возбуждение дела», – сказал в среду на пресс-конференции руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

21 октября на межведомственной комиссии (МВК) при Минтрансе представитель ФАС голосовал против передачи 56 лучших направлений «Трансаэро» «Аэрофлоту» и его «дочке» «России» и предлагал отложить решение, изучить, как изменится рынок, рассказал руководитель ведомства. Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев.

В сентябре и октябре «Аэрофлот» оплачивал операционную деятельность «Трансаэро», потратив 17 млрд руб. (оценка компании), а для компенсации потерь получил от МВК эти направления.

Механизмов обжалования решений МВК по выдаче международных допусков нет, «Аэрофлот» их получил на год, один из вариантов развития конкуренции – через год отдать их другим перевозчикам, рассказывал ранее начальник управления регулирования транспорта ФАС Дмитрий Рутенберг. Артемьев о решении МВК хочет рассказать премьер-министру Дмитрию Медведеву. Пресс-секретарь премьера на запрос не ответила.

Уход «Трансаэро» привел к сокращению провозных емкостей, сильно увеличилась загрузка оставшихся бортов (в некоторых случаях до 95% со средних 70–75%), пояснил представитель ФАС: «Продажи билетов авиакомпаний строятся по системе «чем раньше покупаешь, тем дешевле». Часть дорогих билетов раньше просто не покупалась, теперь из-за сокращения предложения пассажиры стали приобретать билеты и более высокого класса, поэтому средняя цена билетов выросла. ФАС провела встречи-консультации с «Аэрофлотом», на которых предупредила руководство о недопустимости экономически необоснованного роста цен». Цены «Аэрофлота» если и выросли, то только на единичных направлениях и совсем незначительно, говорит источник, близкий к совету директоров компании. «Мы делали скрининг цен «Аэрофлота» на 10 самых популярных направлениях «Трансаэро», цены после ухода конкурента нигде не выросли, не вижу поводов для реакции ФАС», – удивляется PR-директор aviasales.ru Янис Дзенис.

«Аэрофлот» заберет большую часть пассажиров «Трансаэро», поэтому его доля, вероятно, будет выше 50%, считают эксперты «ВТБ капитала», Газпромбанка и БКС. Пока речь идет о некоем неформальном пожелании в адрес «Аэрофлота», говорит партнер коллегии «Юков и партнеры» Сергей Сорокин. «Если ФАС возбудит дело и решит, что «Аэрофлот» злоупотребил своим положением, то выдаст предписание, а если оно не будет выполнено, то наложит оборотный штраф», – добавил он.