Автомобилестроение и пищевая промышленность в Петербурге падают быстрее других отраслей

Благоприятный эффект от девальвации почувствовали металлургия и судостроение
Положительный эффект от девальвации оказался недолгим/ Е. Егоров/ Ведомости

С марта 2014 г. курс доллара относительно рубля вырос на 84%, последовавший за девальвацией рост цен сильно ударил по основополагающим для петербургской экономики секторам, говорит руководитель аналитической службы ИК «Доходъ» Всеволод Лобов: «Более 50% в структуре промышленности Петербурга занимают автомобилестроение и пищевая промышленность (включая производство алкоголя и табака) – эти отрасли быстрее всех падают в кризис». Обрабатывающие производства наряду с оптовой торговлей занимают самую большую долю в валовом региональном продукте (ВРП) – 20 и 21% соответственно, говорится в отчете Петростата. На операции с недвижимостью приходится около 19%, строительство – 5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 3,5%.

В этом году ВРП Петербурга упадет на 1%, заявляла глава городского комитета по экономической политике Елена Ульянова. Но уже в 2016 г., даже при низких ценах на углеводороды, ВРП города способен вырасти на 1–2%, говорил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Официальные данные ВРП за 2014 г., по словам представителя Петростата, появятся в марте 2015 г. В 2013 г. ВРП составлял 2,497 трлн руб., а за 2014 г., по словам представителя городской администрации, вырос на 1,5%.

Обрабатывающие производства Петербурга сокращаются: индекс промышленного производства за 10 месяцев 2015 г. в Петербурге упал на 8,3% (в России – на 3,3%, в Ленобласти – на 0,08%). Больше всего просело химическое производство (-19,8%), производство транспортных средств и оборудования (-17,5%), электрооборудования (-13,4%), пищевая промышленность (-5,2%). Выросли металлургия (+5,8%) и обработка древесины (+2,2%).

Пиво на потом

В условиях девальвации рубля проявилась слабость пищевой промышленности Петербурга, объясняет Лобов: «В Ленобласти производят молоко и сельхозпродукцию, которая пользуется стабильным спросом, в Петербурге в основном напитки и табак – то, на чем потребители могут сэкономить». Покупательная способность населения снижается, потребитель сейчас как никогда пристально смотрит на соотношение цены и качества, констатирует Анна Маркина, менеджер по внешним коммуникациям Heineken Россия. За январь – октябрь 2015 г. рынок пива сократился на 8,6% по сравнению с 2014 г., снижение производства Heineken в России в 2015 г. соответствует общерыночной тенденции, добавляет она. «Мы видим непривычную для последних 10 лет динамику: ритейл и розничное потребление снижаются быстрее, чем экономика в целом: потребитель отдает предпочтение товарам первой необходимости, а часть из наших категорий – среди тех, на которых потребитель готов экономить», – подтверждает региональный менеджер по внешним связям и коммуникациям «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия» Елена Лавина.

В ООО «Пивоваренная компания «Балтика» объем первичных отгрузок по итогам девяти месяцев 2015 г. снизился на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года, причина – снижение складских запасов дистрибуторов, а также потеря компанией доли рынка, говорит представитель компании. Производство на петербургском заводе незначительно выросло, в основном за счет роста выпуска более дешевой продукции в ПЭТ, добавляет он.

Рост производства, связанный с импортозамещением, – в пределах 5–7% – произошел на Пискаревском молочном заводе в 2014 г., говорит его представитель. По его словам, в этом году выпуск молочной продукции остался на прежнем уровне, но изменилось распределение по сегментам: производство молока упало, а творога, сметаны и кисломолочной группы выросло. Чистые продажи мясного холдинга Atria в России за три квартала в евро упали, а в рублях выросли на 2,3%.

Потенциальный экспорт

В этом году закрылся петербургский завод GM, оставшиеся три автозавода за 10 месяцев 2015 г. снизили выпуск на 16% до 251 300 легковых автомобилей. Слабый рубль должен был повысить внутренний спрос на российские товары и экспортный потенциал, говорит Лобов. У автопрома, по его словам, появился стимул для поставок машин в страны СНГ и дальнего зарубежья. Из 17 845 автомобилей Toyota Camry, которые выпустил за полгода петербургский завод, 1029 отправились в Казахстан и 139 – в Белоруссию. Hyundai наладила поставки машин в Египет и Ливан, но доля экспорта не превышает 10% выпуска завода и по итогам года не увеличится, так как спрос на рынках СНГ снизился, говорит представитель компании. В 2014 г. Hyundai отправила в страны СНГ более 26 000 машин.

Возможными рынками сбыта для Nissan петербургской сборки гендиректор «Ниссан мэнуфэкчуринг рус» Дмитрий Михайлов еще в начале года называл страны Восточной Европы. «Мы по-прежнему изучаем различные варианты, но конкретных решений по экспорту пока не принято», – говорит представитель завода. За полгода на заводе было произведено 14 704 машины, за весь 2014 год – 31 607.

Компенсация металлом

Девальвация рубля благоприятно отразилась на отечественных металлургах, считает старший аналитик ИК «ЛМС» Дмитрий Марков: «Экспортные цены в рублевом выражении выросли значительно, за этим последовал рост на внутреннем рынке». Перевалка черных и цветных металлов в порту «Санкт-Петербург» увеличилась с января по октябрь 2015 г. на 16% (3,9 млн т) и 8% (1,2 млн т) соответственно. В порту «Усть-Луга» грузооборот черных металлов за этот период вырос в 6 раз до 423 000 т.

Петербургское ЗАО «Металлургический завод «Петросталь», на котором в октябре введена процедура финансового оздоровления на два года, за 10 месяцев 2015 г. произвел 102 340 т стали, на 33% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и привлек около 20 новых покупателей из других стран, говорит директор завода Алексей Потанин. По его словам, положительный эффект от девальвации длился не больше двух месяцев: «Уже в феврале рынок сбалансировался: объемы заказов снизились до номинального уровня, а в марте – апреле даже наблюдалось частичное снижение поступающих заказов за счет перегрузки складов металлотрейдеров в предыдущие месяцы. Предприятиям пришлось снижать закупочные цены в валютном эквиваленте из-за частичной перегрузки складов готовым прокатом».

Прогноз

Роста расходов на оборонку в федеральном бюджете не заложено, так что рассчитывать на машиностроение в следующем году не приходится, считает Лобов. «Промышленность Петербурга в следующем году может вытянуть то, из-за чего она так упала в этом, – автомобилестроение. Автомобильный рынок может восстановиться в III квартале 2016 г.», – прогнозирует он.

Эффект от девальвации рубля после февраля 2015 г. на «Петростали» оценивают негативно: «Цены экспортных контрактов в валютном эквиваленте снизились, обеспечив рублевый уровень цен, аналогичный первому полугодию 2014 г., но при этом выросла себестоимость продукции (например, подорожал лом, на который приходится 65–80% себестоимости стали, легирующие элементы, привязанные к ценам на LME, затраты на транспорт и проч.)», – уточняет Потанин. Он говорит, что доля экспорта в продукции «Петростали» за год не изменилась и составляет 60–65%, но при этом произошли качественные изменения: заказы измельчали (уменьшился их «вес», но увеличилось количество), в 3–4 раза снизилась доля низкодоходных и зачастую убыточных заказов за счет целенаправленного снижения крупнотоннажных контрактов автопрома, выборочно из цепочек распространения продукции исключены компании-посредники второго и третьего уровней. Входящее в Кировский завод ЗАО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) в 2015 г. нарастило экспорт тракторов в страны Европы, в том числе в Германию и Польшу, в эти страны были осуществлены первые за последнее десятилетие поставки, говорит Борис Филин, замдиректора по продажам ПТЗ. Заказы на тракторы «Кировец», по его словам, за девять месяцев 2015 г. выросли на 60%.

По данным торговых сетей, потребительский спрос на продукцию легкой промышленности за первую половину 2015 г. снизился на 30–35% в натуральном выражении, передал через пресс-службу замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Экономический кризис привел к падению спроса на товары легкой промышленности в секторе b2b и, как следствие, к снижению объемов производства, добавляет он. По словам Евтухова, поставщики сырья и материалов перешли на 100%-ную предоплату. «В ситуации, когда 90% приобретаемого оборудования импортное, остро встал вопрос о доступности кредитных средств для технического перевооружения и модернизации производства», – добавляет он.

Продажи магазинов дивизиона «БТК консьюмер» (входит в «БТК холдинг») в этом году снизились в среднем на 25% в количественном выражении, спрос сместился в более низкую ценовую категорию, рассказала представитель холдинга. По ее словам, на площадках холдинга в Петербурге, выпускающих одежду для крупных компаний, производство осталось на уровне 2014 г. «Регион является базовым для БТК, мы расширяем производственную базу в других регионах, исходя из загрузки базовых площадок. Швейные фабрики в Петербурге и Ленобласти холдинг укомплектовал новым оборудованием до курсовых изменений. Рынок работает с авансированием 30–50%, как и в 2014 г.», – уточняет она.

Корабли – в валюте

Девальвация в меньшей степени повлияла на судостроителей. Контракты судостроителей предполагают бивалютное хеджирование, которое позволяет избежать роста цен на сырье и металлы, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Контракт завода «Красное Сормово» на строительство двух судов для «БФ танкера» предполагал оплату 4,8 млн евро и 480 млн руб. за каждый танкер, сообщал в сентябре «Ведомостям» гендиректор предприятия Николай Жарков.

Портфель заказов на ООО «Балтийский завод – судостроение» – около 150 млрд руб., в 2015 г. новых судостроительных контрактов заключено не было, сообщила его представитель. Цены на оборудование и материалы выросли из-за девальвации, что повышает окончательную стоимость строящихся объектов, отмечает она. В 2016 г. завод планирует заложить второй серийный атомный ледокол проекта 22220.

АО «Адмиралтейские верфи» ожидает в 2015 г. роста выручки на 24% по отношению к прошлому году. Чистая прибыль должна вырасти, по словам заместителя гендиректора по экономике и финансам АО Сергея Юрчука, на 74% – до 4,5 млрд руб. Верфи строят четыре серии подводных лодок: две – для иностранных ВМС, две – для российских. Министерство обороны обеспечивает достаточное финансирование для хода строительства заказов в рамках госзаказов, добавляет он. Часть выручки – в иностранной валюте, предприятие получило определенную финансовую выгоду от девальвации рубля, уточняет Юрчук.

Рост госзаказа заметили на Средне-Невском судостроительном заводе. В этом году он может увеличить выручку более чем чем вдвое – до 6,7 млрд руб., говорит его представитель: «В этом году мы подписали контракт на строительство двух стеклопластиковых надстроек для корветов проекта 20385, кроме этого строим серии кораблей ПМО для ВМФ РФ». В прошлом году завод подписал контракт с Министерством обороны на строительство серии кораблей противоминной обороны нового поколения, срок сдачи – с 2016 по 2018 г., уточняет он.

Расходы на оборону в российском бюджете увеличились в 2015 г. на 20% до 3,1 трлн руб., но на ИПП это не отразилось, говорит Лобов.