Производители сигарет не хотят внедрять систему «Почты России» для отслеживания своей продукции

Это приведет к перебоям в поставках и лишним расходам
Производители сигарет не хотят внедрять систему «Почты России» для отслеживания своей продукции/ Е. Разумный/ Ведомости

Внедрение системы маркировки табачной продукции для проверки ее подлинности на основе системы «Почты России» может нарушить работу табачного рынка, следует из письма ассоциации «Табакпром» и Совета по вопросам развития табачной промышленности, отправленного в конце декабря 2015 г. на имя вице-премьера Аркадия Дворковича (копия документа есть у «Ведомостей»). Подобные нововведения могут стать причиной перебоев в поставках легальной продукции на [российский] рынок, снизить собираемость табачных акцизов и создать дополнительную нагрузку на бизнес, пишут представители отраслевых объединений (в них входят почти все производители сигарет в России).

Письмо получено, решения по нему нет – сейчас оно прорабатывается в аппарате правительства, заявил представитель Дворковича.

Необходимость учета производства табачных изделий, их перемещения через таможенную границу, систем маркировки табачных изделий прописана в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Соответствующие пункты вступают в силу с 1 января 2017 г. В ноябре по поручению Дворковича в Минсвязи прошло совещание по внедрению системы на основе применяемой в «Почте России» системы отслеживания почтовых направлений, сказано в письме.

«Почта России» внедряет RFID-технологии с 2014 г. для входящей международной корреспонденции. Внедрением этой технологии «Почта России» занялась, чтобы повысить уровень исполнения нормативов, уменьшить потери и сократить объем «серой корреспонденции», пояснил представитель предприятия. Предполагается, что производители сигарет будут маркировать продукцию (RFID-метками, QR-кодами и проч.), а все участники цепочки доставки продукции до конечного потребителя смогут отслеживать происхождение и путь пачек, пояснил представитель «Почты России». Такую возможность, по его словам, получат как контролирующие структуры – налоговая и таможенная службы (ФНС и ФТС соответственно), так и непосредственно потребители.

При этом представитель «Почты России» подчеркивает: предприятие не будет внедрять систему – оно лишь разрабатывает IT-решения для отслеживания на основе своих «уникальных компетенций и многолетнего опыта». Речь идет помимо табака о мехах, ценных породах древесины и т. д., уточнил он.

Существующая система маркировки и налогового администрирования табачного рынка уже обеспечивает 100%-ную собираемость акцизов при доле нелегальной торговли на рынке не более 2%, возражают авторы письма. Почему Дворкович поручил проработать вопрос контрафакта на рынке табака, его представитель не ответил.

Как показывает опыт применения ЕГАИС, внедрение и эксплуатация такой системы – дорогостоящий и трудоемкий процесс, а дополнительные расходы приводят к подорожанию легальной продукции, напоминает директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. В зависимости от сложности, типа и других характеристик RFID-метка может стоит 5–12 руб., подсчитал представитель «Микрона» Алексей Дианов (по данным «Почты России», сейчас RFID-метка стоит 4,5 руб., а при массовом производстве ее цену можно снизить в 1,5 раза). Цены на ручные сканеры варьируются в диапазоне $200–500, на промышленные – $1000–1500, добавляет Дианов.

C задачей контроля движения табачной продукции справятся собственные системы маркировки, разработанные крупнейшими мировыми производителями, уверен представитель JTI. В 2013 г. четверка крупнейших международных табачных компаний – BAT, JTI, Philip Morris и Imperial Tobacco – создали Ассоциацию цифрового кодирования и отслеживания, которая предложила для ликвидации незаконной торговли использовать технологию Codentify. Она обеспечивает доступ таможенным службам к необходимой информации с мобильного телефона. Попытка навязать другие технологии, работоспособность и эффективность которых не ясна, приведет к сбоям в производстве и поставках табачной продукции на рынок и, как следствие, очевидным негативным социальным и налоговым последствиям, полагает он.

Законом предписан информационный обмен только между профильными органами власти без дополнительных требований к производителям, а в ведении Минфина теперь находятся не только ФНС, но и ФТС, т. е. вся необходимая информация уже «в руках» одного ведомства, говорит директор департамента по юридическим вопросам и связям с общественностью «Империал тобакко продажа и маркетинг» (входит Imperial Tobacco) Андрей Рогов. По его словам, в непростой экономической ситуации инициатива по отвлечению бюджетных средств на решение несуществующей проблемы выглядит неоправданной.