Продолжительность рейсов в России должна быть сокращена, считают авиакомпании

Тогда они смогут экономить ежегодно 15 млрд рублей
Авиакомпании призывают правительство сократить продолжительность маршрутов, что позволит им экономить 15 млрд руб. в год/ А. Гордеев/ Ведомости

Снижение продолжительности каждого рейса на 5 минут (всего российские авиакомпании совершают около 600 000 рейсов в год) позволит перевозчикам экономить 15 млрд руб. ежегодно, сказал во вторник заместитель гендиректора группы S7 Дмитрий Куделькин на заседании подкомиссии РСПП по авиаперевозкам. Сокращение рейсов даст экономию топлива, ресурса воздушных судов и оплаты труда экипажей. Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД) должна быть мотивирована на оптимизацию маршрутов, считает он.

Источник в «Аэрофлоте» согласен с оценкой в 15 млрд руб., но сомневается в возможности постоянного спрямления всех маршрутов (сокращение протяженности маршрута. – «Ведомости»). «Спрямление маршрутов обсуждается давно, но в «тучные» года эта тема неприоритетная, сейчас она обретает новое звучание, так как это один из немногих способов для авиакомпаний сокращать издержки», – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов.

По его словам, длительные рейсы можно сократить на 10–20 минут. Никаких дополнительных затрат не потребуется, диспетчеры и сейчас имеют право разрешить спрямление рейса по запросу экипажа, но делают это неохотно – это дополнительная работа и ответственность, а задачи такие не ставятся, продолжает Борисов.

Для спрямления маршрутов необходимо наличие нормативной базы, в том числе внесение изменений в перечень воздушных трасс, который вводится приказом Минтранса, говорит представитель Госкорпорации по ОрВД. «Маршруты устанавливаются с учетом ограничений в районах аэродромов базирования и зонах полетов государственной и экспериментальной авиации, а также других закрытых зон», – пояснил он. Постоянное спрямление в зонах с ограничением невозможно, а в безопасных зонах маршруты и так максимально идут по прямой, уверяет федеральный чиновник.

Спрямить можно многое и есть немало маршрутов, когда диспетчеры могут всегда разрешать спрямление, но делают это крайне неохотно, парирует Борисов: «Пример: на трассе Москва – Петербург из-за обхода Твери в среднем за рейс перерасходуется 200 кг керосина».

Вопрос спрямления прорабатывается в Госкорпорации по ОрВД, Росавиации и Минтрансе, он потребует согласования с Минобороны и другими ведомствами, сказал представитель Минтранса. В 2015 г. введено 85 новых международных трасс, общее количество трасс, включая внутренние, достигло 924, их суммарная протяженность составила 707 124 км, добавил представитель Госкорпорации по ОрВД.