Поддержка легкой промышленности ориентирована на компании, работающие с госзаказом

Остальным почти не приходится рассчитывать на помощь государства
Утвержденная правительством программа поддержки легкой промышленности на 2016 г. ориентирована в основном на компании, работающие с госзаказом/ Е. Егоров/ Ведомости

Премьер-министр подписал распоряжение об утверждении программы поддержки легкой промышленности на 2016 г. Документ, уместившийся на девяти листах, предполагает продвижение российской продукции легкой промышленности при осуществлении закупок спецодежды и обуви.

В первую очередь в новой программе приняты меры финансовой поддержки, указывает замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Самая востребованная и действенная мера поддержки, по его словам, субсидия на компенсацию части затрат по кредитам на оборотные средства – на это выделено 800 млн руб. На субсидирование процентных ставок по кредитам на техперевооружение будет направлено 75 млн руб., отметил Евтухов. Еще 600 млн руб. субсидий будут выделены производителям школьной формы для начальных классов из российских камвольных тканей, сказано в документе.

Также предлагается обеспечить МВД России форменной одеждой из тканей отечественного производства по фиксированной цене, добавляет Евтухов, что позволит сэкономить бюджету 3 млрд руб. Кроме того, на отечественных производителей одежды и обуви планируется распространить поддержку Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса, заявил замминистра.

Меры поддержки легкой промышленности сосредоточены на том рынке, где российский производитель может занять доминирующее положение, – рынке, связанном с госзаказом и госкомпаниями, отмечает исполнительный президент российской Палаты моды Александр Шумский. Если компания не работает с госзаказом, она практически не может рассчитывать на субсидии, настаивают четверо руководителей российских предприятий легкой промышленности. Чтобы получить поддержку государства, нужно выполнить множество условий, а заполнить бумаги правильно практически невозможно, говорит один из них. Обувному производителю Zenden предлагали возможность получения преференций, но только при выполнении многих условий – например, участвовать в создании кластера в Подмосковье, рассказал управляющий партнер компании Александр Сарычев. Руководство Zenden решило не участвовать в предложенной программе из-за многих ограничений, а построить новый проект в свободной экономической зоне в Крыму, где все прозрачно, отметил Сарычев.

В Минпромторге нет никакого преимущества для предприятий, участвующих в госзаказе, говорит Евтухов. По его словам, субсидии предоставляются любому предприятию, подавшему заявку, а выделенных средств для всех вполне достаточно. Главное – правильно оформить, поясняет он. Каждому предприятию, у которого возникают ошибки в документации, Минпромторг направляет письмо с указаниями для дальнейшего исправлении, скорректированную документацию можно подать снова, объясняет замминистра.

Субсидию может получить любая компания – и это очень эффективная мера, но она не нова, напоминает президент Союзлегпрома Андрей Разбродин. По его словам, в программе практически нет новых значимых предложений. С ним согласен гендиректор производителя обуви Ralf Ringer Андрей Бережной.

Настоящим прорывом стало бы появление отраслевого банка, но в программе лишь предлагается «подготовить предложения по вопросу определения» Россельхозбанка таким кредитным учреждением, рассуждает Разбродин. Эта формулировка не обязывает Минпромторг принять предложения отрасли, считает он. Ожидается, что уже в 2016 г. у легкой промышленности появится свой отраслевой банк – его функции будет выполнять Россельхозбанк, говорит Евтухов. Минпромторг готовит предложения по созданию механизмов для упрощенного доступа предприятий легпрома к кредитным средствам, добавил он.

Появление отраслевого банка спасло бы отрасль в кризис, согласен с Разбродиным топ-менеджер производителя одежды. По его словам, субсидировать кредиты недостаточно, потому что их «уже давно никто не выдает». Сейчас основной фактор, который тормозит развитие обувного производства в России, наряду с неразвитостью рынка сырья и комплектующих – это ограниченный доступ к длинному финансированию, подтверждает представитель «Обуви России». Многим компаниям, особенно в регионах, непросто получить кредиты на пополнение оборотных средств, не говоря уже о долгосрочном проектном финансировании, отмечает она.

Распространение поддержки Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса может поддержать и потребительский сегмент легкой промышленности, дизайнерские бренды, которые в большинстве своем микро- и малые предприятия, а также швейные производства, полагает Шумский.