Пивовары жалуются на ЕГАИС

За месяц работы оптовых продавцов алкоголя с единой системой учета у пивоваров накопилось к ней немало претензий
Дистрибуторы алкоголя столкнулись с проблемами в работе ЕГАИС/ А. Гордеев/ Ведомости

Пивовары вновь жалуются в правительство на Единую государственную систему учета алкоголя (ЕГАИС). Союз пивоваров 27 января направил вице-премьеру Александру Хлопонину (курирует алкогольную отрасль) письмо с просьбой внедрить систему мониторинга работы серверов, на которых работает так называемый универсальный транспортный модуль. Именно он отвечает за учет отгрузок алкогольной продукции в онлайн-режиме. Копия письма есть у «Ведомостей».

Кроме того, союз просит Хлопонина внедрить систему оперативного информирования о сбоях, происходящих в ЕГАИС, а также об ускорении регистрации заявок на отгрузку в системе со стороны участников рынка до одного часа. Сейчас закон предусматривает трехдневную отсрочку регистрации в городах и семидневную – в сельских районах.

Подключение к ЕГАИС стало обязательным для оптового звена с 1 января 2016 г. Именно наплыв новых пользователей системы стал причиной участившихся сбоев в работе ЕГАИС, уверен член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. 22 января несколько оптовых закупщиков и производственных компаний, среди них пивоваренная компания «Балтика», рассказывали, что ЕГАИС зависла на несколько часов, нарушив тем самым отстроенный логистический процесс. С их слов, отправители алкогольной продукции не могли зарегистрировать в системе отправку, получатели – доставку. Спустя неделю пользователи профильного форума egais2016.ru снова жаловались на задержки с регистрацией заявок.

«Результатом сбоя стали масштабные возвраты продукции, простои автотранспорта на приемке, порча продукции по причине пониженной температуры воздуха в ряде регионов страны» – так описываются в письме последствия сбоя. Оптовые покупатели, в частности ритейлеры, во-первых, не имеют возможности хранить не зарегистрированные в ЕГАИС напитки, дожидаясь одобрения заявки от системы, пояснял топ-менеджер крупной пивоваренной компании. С другой стороны, они же не хотят брать на себя риски на тот случай, если она вовсе не будет одобрена в течение трех суток. Вице-президент по информационным технологиям «Балтики» Герман Эпштейн ранее оценивал потери от сбоев в ЕГАИС в 10% от стоимости отгрузки только в первый час простоя.

Представитель Росалкогольрегулирования (РАР) оба раза заявлял: в системе сбоев не наблюдалось. По закону заявка может регистрироваться в течение трех дней, а значит, технически проблем действительно нет, поясняет Небольсин.

Крепкий опыт

2,5 миллиарда долларов составили, по подсчетам ЦИФРРА, потери участников алкогольного рынка в 2006 г., когда подключение к ЕГАИС стало обязательным для производителей крепких напитков. Правда, тогда же выручка пивоваров на несколько месяцев выросла на 30%, вспоминал позже директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов

Заявки обрабатываются системой в среднем «за несколько минут», возражает представитель

РАРа. Трехдневный же предельный срок фиксации введен по просьбам участников рынка, подчеркивает он. «Когда мы это обсуждали, организации указывали, что у них возможны проблемы со связью или ошибки ввода», – поясняет он. Впрочем, по его словам, сокращение этого срока возможно, «если участники рынка к этому готовы».

Вопросы эксплуатации ЕГАИС обсудят 3 февраля на совещании у Хлопонина, запланированном еще в декабре, сказал представитель вице-премьера. По его словам, о проблемах участников рынка в аппарате Хлопонина знают, но решения и поручения будут вынесены только по итогам совещания.

Производители крепких напитков, как правило, не сталкиваются с некорректно работающей системой после 1 января 2016 г., уверяли представитель Roust и топ-менеджер другого крупного алкогольного холдинга. Их коллега из конкурирующей компании уверен, что и эта отрасль все же пострадала от неразберихи с ЕГАИС: его компания продала в январе на 20–25% меньше запланированного и эта цифра в целом отражает ситуацию на рынке. Правда, он признает, что в том числе это связано с несвоевременным подключением покупателей из числа оптовых дистрибуторов и розничных точек. По оценке гендиректора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, в январе 2016 г. недопоставлено даже больше крепких напитков – 40–50% по сравнению с январем 2015 г.

Крупные ритейлеры не отмечают существенных перебоев. Небольшие затруднения были в основном в первые дни 2016 г., а в дальнейшем взаимодействие с поставщиками было отлажено и поставки приведены в соответствие с графиком, уверяет представитель Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). В «Дикси» система функционирует в рабочем режиме, добавила представитель этой сети Екатерина Куманина.