Крупнейший терминал по перевалке зерна предупредил о возможных санкциях против основного акционера

Причина – зерновые интервенции в Крыму
Крупнейший терминал по перевалке зерна – Новороссийский комбинат хлебопродуктов – предупредил инвесторов о возможном введении санкций против его основного акционера/ Д. Абрамов/ Ведомости

Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) среди наиболее существенных отраслевых рисков, влияющих на его деятельность, назвал «возможность введения санкций в отношении <...> Объединенной зерновой компании (ОЗК)». Это следует из отчетности НКХП за IV квартал 2015 г.

ОЗК – контролирующий акционер НКХП; 50% минус 1 акция зерновой компании – у государства, остальное – у владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова (у него также 18,5% акций НКХП). ОЗК – госагент Минсельхоза по проведению зерновых интервенций. Через них государство регулирует цены на внутреннем рынке: осенью после сбора урожая, чтобы поддержать аграриев, оно покупает у них зерно, а зимой и весной при необходимости продает его переработчикам и животноводам, чтобы сдержать рост цен. С текущего 2015/16 сельхозгода (длится с июля по июнь) интервенции проводятся в Крыму (см. врез).

Санкции против ОЗК возможны именно из-за проведения зерновых интервенций в Крыму, сказано в отчете НКХП. Это лишь теоретические риски, о которых компания сочла нужным упомянуть в отчетности, подчеркнул представитель терминала. Впервые об этом комбинат предупредил прошлым летом в отчете за 2014 г., когда зерновые интервенции в Крыму только планировались (квартальные отчеты с лета 2012 г. НКХП не публиковал).

Закрома родины

60000 тонн – столько зерна в Крыму закупило государство к февралю 2016 г. с начала торгов 19 августа 2015 г., по данным Минсельхоза. На остальной территории России в госфонд приобретено 1,49 млн т зерна, согласно Национальной товарной бирже

ОЗК в 2015 г. обеспечила лишь 15% всей перевалки НКХП, указывает его представитель, в целом клиентская база экспортеров комбината диверсифицирована. Есть ли в ней трейдеры с большей долей, он не уточнил. По собственным данным, НКХП – крупнейший в стране терминал по перевалке зерна. В сезоне-2014/15 на четырех крупнейших клиентов НКХП пришлось больше 55% всей его перевалки, сказано в ноябрьской презентации комбината: доля ОЗК – 16,6%, Olam Int. – 15,3%, Louis Dreyfus – 13,4%, Glencore – 10,4%.

Основная выручка самой ОЗК приходится на экспортные операции: в 2014 г. она продала за границу 1,1 млн т зерна против 526 000 т на внутреннем рынке, следует из ее отчета за 2014 г. Тогда же выручка ОЗК от коммерческой торговли зерном впервые в ее истории превысила выручку от продажи зерна из госфонда и составила соответственно 5,1 млрд и 1,8 млрд руб. Основными экспортными рынками для ОЗК в 2014 г. стали Египет, Турция, Иордания. Представитель ОЗК от комментариев отказался. В отчете за 2014 г. такие риски компания не упоминала.

Если на ОЗК будут наложены санкции, то они распространятся и на НКХП как на ее «дочку», полагает управляющий партнер юридической компании «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков. Как следствие, НКХП не сможет заключать договоры с компаниями из стран, которые ввели санкции, а уже существующие договоры будут подлежать расторжению, указывает он.

Есть ли вероятность того, что ОЗК попадет в санкционные списки, представитель Управления США по контролю за иностранными активами (OFAC) комментировать не стал. «OFAC продолжает работать над реализацией и соблюдением режимов санкций и проявлять бдительность в выявлении и реагировании на возможные [их] нарушения», – отметил он.