ФАС предостерегла гендиректора ФГК от намерения повысить ставки на вагоны

Ранее Тайчер сообщил о планируемом увеличении в 2016 году ставки за предоставление полувагона
ФАС предостерегла гендиректора ФГК от намерения повысить ставки на вагоны/ А. Гордеев/ Ведомости

ФАС направила гендиректору Федеральной грузовой компании (ФГК) Алексею Тайчеру предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Об этом говорится в заявлении службы.

Поводом для этого стало публичное заявление о планируемом ФГК увеличении в 2016 г. ставки за предоставление полувагона до 900 руб./сутки за вагон, сделанное 3 марта 2016 г. на заседании Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД. Ранее ФАС запросила крупнейших операторов предоставить ей данные за 2014 и 2015 гг. о парке вагонов, перевозке грузов, средних ставках предоставления грузового вагона (копия запроса есть у «Ведомостей»). Операторы также должны раскрыть принципы ценообразования на свои услуги, следует из запроса. Сотрудники компаний-операторов подтверждают получение запроса.

Опасения возникли у ФАС из-за планов консолидации парка, который обсуждается операторами и лизинговыми компаниями. Если возникнет риск нарушения антимонопольного законодательства в результате злоупотребления доминирующим положением, в том числе коллективным, могут быть приняты меры антимонопольного регулирования вплоть до введения регулирования вагонной составляющей на уровне текущей доходности плюс 7,5% (уровень индексирования тарифной составляющей), подчеркивает представитель ФАС. В службе подсчитали, что увеличение вагонной составляющей до 800–900 руб. за полувагон в сутки приведет к дополнительной нагрузке на грузоотправителей в 50–60 млрд руб. Перевозка угля в этом случае подорожает на 19%, руды – на 17%, цемента – на 18%, щебня – на 22%. Дополнительная прибыль, опасается ФАС, пойдет при этом не на пополнение парка, а на погашение существующих долгов операторов или дивидендные выплаты. ФАС считает, что необходимо сохранить максимальный рост конечной стоимости перевозки для грузоотправителя на уровне 7,5%.

Если ставка на пользование полувагонами останется на текущем уровне, отрасль лишится источников для обновления парка, подчеркивается в материалах ФГК, направленных в Совет потребителей РЖД: «Операторские компании не смогут обслуживать кредиты, взятые под покупку нового парка, что впоследствии может привести к дефициту подвижного состава на сети, невывозу грузов и падению доходов инфраструктуры». Чтобы покупка полувагонов была окупаема, по расчетам ФГК, доходность должна быть около 790 руб./сутки. А при ее текущем уровне вагон не окупит даже за весь его срок службы – 22 года, отмечается в материалах ФГК. С этим согласен представитель Первой грузовой компании (ПГК). За последние годы доходность вагона в сутки снизилась более чем в два раза – с 1200 до 500 руб., напоминает представитель ПГК. «По нашим оценкам, чтобы окупаться в сегодняшних условиях, полувагон «классической» 132-й модели должен стоить не более 1 млн руб. либо доходность должна вырасти до прежних показателей в 1200 руб. в сутки», – говорит представитель ПГК.

UC Rusal против плана «Ураган» (консолидация парка лизинговых компаний) в части консолидации парка вагонов и создания глобального оператора вагонов на рынке грузоперевозок, заявил представитель компании. «Такая система управления парком не будет мотивировать к снижению затрат оператора, так как тарифы, по сути, планируется устанавливать по методу «затраты плюс», - говорит представитель. По оценкам UC Rusal, грузоотправителям это грозит двух-, трехкратным ростом вагонной составляющей, срывом долгосрочных контрактов на предоставление вагонов, общим ростом затрат и, как следствие, уходом на другие виды транспорта, а также снижением перевозок.