Доля лояльных покупателей магазинов «Пятерочка» в Петербурге за год выросла почти вдвое

Ритейлер привлек клиентов гипермаркетов «Ашан», «О’кей» и «Лента»
Сеть дискаунтеров стала активнее предоставлять скидки и проводить промоакции/ Е. Егоров/ Ведомости

Доля лояльных покупателей сети «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group) в Петербурге увеличилась с 15% в I квартале 2015 г. до 26% в I квартале 2016 г., следует из апрельского обзора «Сбербанк CIB» «Потребительский индекс Иванова». В то же время доля лояльных покупателей «Ленты» уменьшилась на 1,8 п. п., «О’кей» и «Ашана» – на 0,6 п. п. Лояльными покупателями считаются те, кто большинство продуктов покупает в данной сети.

Из других сетей только «Дикси» увеличила свою долю – на 1,4 п. п., это может означать, что «Пятерочка» перехватила подавляющую часть трафика у гипермаркетов, делают выводы аналитики «Сбербанк CIB». Эта гипотеза косвенно подтверждается совпадением аудиторий «Пятерочки» и других сетей. По данным обзора, около 53 и 46% покупателей «О’кей» и «Ленты» соответственно совершают покупки в «Пятерочке», но только 35% покупателей «Пятерочки» посещают «О’кей», а 25% – «Ленту».

У X5 на Северо-Западе 635 «Пятерочек», из них 289 – в Петербурге. За 2015 г. выручка Северо-Западного региона увеличилась на 18% до 122,9 млрд руб., всей X5 – на 26,7% до 808,8 млрд руб., следует из материалов ритейлера. Доля X5 в обороте розничной торговли продовольствием Петербурга выросла за 2015 г. до 23%, оценивал ранее гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ритейлеры отказались раскрывать информацию по трафику за I квартал 2016 г. до официальной публикации результатов. «О’кей» на запрос в пятницу не ответила.

Где подешевле

Более 50% респондентов изменили подходы к покупкам, раньше они ориентировались на соотношение цены и качества, прежний опыт, приятную обстановку, а теперь важнее всего цена и наличие промоакций, рассказала руководитель направления по работе с сетями розничной торговли Nielsen Дарья Кондратьева, ссылаясь на проведенное в 2015 г. исследование.

В «Ашане» отмечают, что поведение покупателей изменилось. По словам директора по внешним коммуникациям «Ашана» Марии Курносовой, в последнее время гипермаркеты все больше становятся «магазинами выходного дня». В будние дни клиенты чаще совершают покупки в супермаркетах и «магазинах у дома», добавляет она. В прошлом году многие сети гипермаркетов почувствовали снижение выручки, говорит Бурмистров. К примеру, Prisma начала оптимизацию сети, сказал он. Рублевые продажи Prisma упали в 2015 г. на 15%.

В 2015 г. X5 обновила в Петербурге все «Пятерочки». Новая концепция является одним из основных факторов улучшения результатов, говорит представитель X5. По его словам, ключевые изменения в новой «Пятерочке» коснулись ассортимента, в первую очередь значительно увеличилась зона фреш. Также X5 расширила предложение товаров по низким ценам, продолжает развитие собственных торговых марок, которые тоже позволяют потребителю экономить, ритейлер стал активнее работать с промоакциями и скидками, перечисляет представитель X5.

«Дикси» зафиксировала трафик в позитивной зоне, говорит представитель ритейлера Екатерина Куманина. По ее словам, компания оптимизировала ассортимент, развивала направление собственных марок, работала над закреплением стандартов оценки качества, что ведет к сокращению потерь. С учетом ослабления инфляции с начала года сети удается снизить ценовое давление на покупателей, добавляет она. Люди стараются больше покупать в магазинах малых форматов, где они способны лучше контролировать свои траты, также сокращается количество позиций в чеках – покупатели отказываются от некоторых брендов, говорит Бурмистров. В 2015 г. он отмечает агрессивный рост малых форматов в Петербурге – сеть «Дикси» выросла с 203 до 271 магазина, «Магнит» – с 121 до 166.