Суд отказал «Трансаэро» в возвращении сертификата эксплуатанта

У гендиректора компании отсутствовала требуемая по правилам авиационной безопасности аттестация, пояснили в Росавиации
Суд отказал «Трансаэро» в возвращении сертификата эксплуатанта/ М. Стулов/ Ведомости

Арбитражный суд Москвы отказал «Трансаэро» в признании незаконным приказа Росавиации от 21 октября 2015 г. об отзыве у авиакомпании сертификата эксплуатанта, передает «Интерфакс» из зала суда. За неполный 2015 г. «Трансаэро» перевезла 11,2 млн человек, уступив только «Аэрофлоту». Приказом Росавиации сертификат авиакомпании был аннулирован с 26 октября, в тот же день лучшие 56 международных назначений «Трансаэро» по решению межведомственной комиссии при Минтрансе перешли «Аэрофлоту» и его «дочке» - авиаперевозчику «Россия».

Представитель Росавиации, выступая на заседании суда с пояснением причин издания данного приказа, отметил, что у гендиректора «Трансаэро» на момент проверки отсутствовала требуемая по правилам авиационной безопасности аттестация, что является грубым нарушением федеральных авиационных правил (ФАП).

С началом в 2014 г. экономического кризиса в России и падения спроса на авиаперевозки (прежде всего, на международные) «Трансаэро» оказалась в тяжелой финансовой ситуации и не могла поддерживать операционную деятельность. С начала сентября 2015 г. ее работу оплачивал «Аэрофлот», который по решению первого-вице премьера Игоря Шувалова должен был купить контрольный пакет конкурента и оздоровить его (долги «Трансаэро» госбанкиры оценивали в 250-260 млрд руб.). Но владельцы «Трансаэро» - супруги Александр и Ольга Плешаковы - не сумели собрать необходимые для сделки 75%+1 акция, и тогда правительство решило банкротить компанию.

Оздоровленим «Трансаэро» пытался заняться совладелец S7 Group (сейчас второго, а до ухода «Трансаэро» третьего перевозчика России) Владислав Филев. В тот же день, когда стало известно о планах Филева купить «Трансаэро», руководитель Росавиации Александр Нерадько подписал приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта «Трансаэро» за неспособность обслуживать долги и финансировать текущую деятельность, в том числе соблюдать все требования безопасности - оплачивать подготовку и проверку персонала, полностью расшифровывать «черные ящики».

После остановки «Трансаэро» совет директоров (его до сих пор контролируют Плешаковы) назначил гендиректором компании Александра Бурдина, чью кандидатуру предложили частные банки-кредиторы. 16 декабря в «Трансаэро» по требованию Сбербанка введено наблюдение. Бурдин подал иски о признании приказа Нерадько незаконным, а также о незаконности передачи «Аэрофлоту» и «России» ее международных назначений (рассмотрение последнего приостановлено до вынесения решения по первому иску). Один из аргументов истца состоит в том, что результаты проверки «Трансаэро» Росавиацией (предшествовала аннулированию сертификата) подписал Дмитрий Сапрыкин (топ-менеджер «Аэрофлота»). Он был гендиректором «Трансаэро» в сентябре-октябре, в том числе больше месяца после того, как «Аэрофлот» отказался покупать и спасать конкурента. Был налицо конфликт интересов, Сапрыкин действовал в интересах «Аэрофлота», а не «Трансаэро», не пытался опровергнуть итоги проверки Росавиации и защитить компанию, рассказывали кредиторы «Трансаэро», которые активно выступали за продолжение ее работы.

Мотивировочная часть сегодняшнего решения арбитража по иску «Трансаэро» еще не опубликована.

«Аэрофлот» vs. «Трансаэро»: сравнение гигантов