Статья опубликована в № 4053 от 12.04.2016 под заголовком: Импортируй отечественное

Импортное оборудование должно быть сделано из российского металла

Чиновники думают, как внедрить офсетные сделки для поставок за госсчет

Правительство подумает над разработкой механизма офсетных сделок, которые гарантировали бы российским металлургам поставки полуфабрикатов иностранным компаниям, которые импортируют в Россию транспортные средства (самолеты, суда, автомобили) и промышленное оборудование, приобретаемые за счет бюджета. Поручение Минэкономразвития и Минпромторгу представить до 20 сентября предложения по установлению такого механизма премьер Дмитрий Медведев дал на совещании 30 марта в Перми (копия протокола есть у «Ведомостей»). Представитель Минэкономразвития сказал, что протокол поступил в министерство и поручение прорабатывается. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.

Суть офсетных сделок – оборудование, заказанное за государственный счет за рубежом, должно производиться из поставляемой страной-заказчиком продукции и/или материалов. О целесообразности такого шага на совещании говорит председатель совета директоров и основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов: «Может быть, имеет смысл (мы говорили с Минпромторгом об этом) более широко рассмотреть возможность так называемых офсетных сделок, когда в случае реализации проектов за счет государственных средств Российской Федерации оборудование, которое будет делаться для использования в этих проектах, делалось бы из российской стали. То есть требовать от поставщиков оборудования хотя бы частично импортировать российскую металлургическую продукцию для [его] изготовления» (цитаты по сайту правительства).

Железная помощь

Металлурги не первый год обсуждают с чиновниками самые разные формы поддержки – от субсидий до защиты от протекционистских мер на рынках ЕС, США, КНР и др. В мартовском протоколе вновь отражено намерение правительства защитить компании от протекционизма на рынках сбыта, а также стремление стимулировать развитие внутреннего потребления металлов.

Такой механизм успешно используется десятками иностранных государств, в том числе многими европейскими странами, Индией, Саудовской Аравией, ОЭА, рассказывает человек, близкий к одной из компаний, руководитель которой участвовал в совещании в Перми.

UC Rusal заинтересована в поставках по офсетным сделкам, говорит ее представитель. Представитель «Северстали» дополнительно комментировать заявление Мордашова отказался. Представители Evraz, НЛМК комментировать инициативу не стали.

Эффект от применения такой меры в России собеседники «Ведомостей» оценить затруднились. Сколько и какого именно металла может поставляться по офсетным сделкам – не ясно. В 2015 г. экспорт металлургических полуфабрикатов вырос на 8,5% до 15,3 млн т (на $4,9 млрд), по данным Федеральной таможенной службы. В январе – феврале экспортировано 2,3 млн т металлургических полуфабрикатов.

Офсетные обязательства могут быть прописаны как в условиях сделок при формировании гостендеров, так и в условиях контрактов госкомпаний, считает старший юрист BMS Law firm Денис Фролов. По сути, это косвенные инвестиции в российскую экономику, говорит он. Это целесообразно для бюджета – лишних инвестиций не бывает, отмечает Фролов.

Представитель «Совкомфлота» (заказывает суда на зарубежных верфях) от комментариев отказался. Представители «Аэрофлота» (у него есть контракты на поставку новых самолетов Boeing и Airbus) и «Ростеха» (контролирует оборонные предприятия и холдинги по производству оборудования) на вопросы не ответили. Boeing и Airbus закупают титановую продукцию у «ВСМПО-Ависмы», но уральское предприятие – крупнейший поставщик такой продукции в мире.

У российских металлургов в сравнении с зарубежными коллегами не так все плохо благодаря девальвации и росту экспортных цен на прокат, отмечает аналитик «Атона»Андрей Лобазов. Например, рентабельность «Северстали» по МСФО по итогам 2015 г. достигла 32,8%, НЛМК – 24%. Конечно, в целом при этом стальная отрасль переживает кризис, рынки сбыта закрываются, поэтому на фоне растущего протекционизма некоторое увеличение экспорта металлов не помешало бы российским производителям, отмечает аналитик.

IgorKrutov
03:46 12.04.2016
@Российская сталь может вернуться обратно в импортных машинах, судах и оборудовании@ *** Страна непуганных....50 оттенков идиотизма. Мы имеем извращение для кормления миллионов контролирующих чиновников, Вместо простого механизма выйти из ВТО, ввести пошлину 100% на импорт экскаваторов, катков, башенных кранов, при этом на Порше и Бентли не надо, это не массовая продукция, доля ее низка. Case и John Deere смогут открыть настоящее пр-во в России. И как Крутов писал неоднократно!!!!!! это даст спрос на 5-7 млн. тонн стали в машиностроение на катки, автомобили, экскаваторы. Родной НЛМК сможет купить оборудование под автолист в италии под гарантированный спрос от фольксваген и форд с опель. В Липецке тракторный банкрот,100 км в Воронеже экскаваторный банкрот. Тут производит Case, там John Deere и все берут металл с НЛМК.
00
Комментировать