Импортное оборудование должно быть сделано из российского металла

Чиновники думают, как внедрить офсетные сделки для поставок за госсчет
Российская сталь может вернуться обратно в импортных машинах, судах и оборудовании/ Alexei Boitsov/ Bloomberg

Правительство подумает над разработкой механизма офсетных сделок, которые гарантировали бы российским металлургам поставки полуфабрикатов иностранным компаниям, которые импортируют в Россию транспортные средства (самолеты, суда, автомобили) и промышленное оборудование, приобретаемые за счет бюджета. Поручение Минэкономразвития и Минпромторгу представить до 20 сентября предложения по установлению такого механизма премьер Дмитрий Медведев дал на совещании 30 марта в Перми (копия протокола есть у «Ведомостей»). Представитель Минэкономразвития сказал, что протокол поступил в министерство и поручение прорабатывается. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.

Представитель «Совкомфлота» (заказывает суда на зарубежных верфях) от комментариев отказался. Представители «Аэрофлота» (у него есть контракты на поставку новых самолетов Boeing и Airbus) и «Ростеха» (контролирует оборонные предприятия и холдинги по производству оборудования) на вопросы не ответили. Boeing и Airbus закупают титановую продукцию у «ВСМПО-Ависмы», но уральское предприятие – крупнейший поставщик такой продукции в мире.

Суть офсетных сделок – оборудование, заказанное за государственный счет за рубежом, должно производиться из поставляемой страной-заказчиком продукции и/или материалов. О целесообразности такого шага на совещании говорит председатель совета директоров и основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов: «Может быть, имеет смысл (мы говорили с Минпромторгом об этом) более широко рассмотреть возможность так называемых офсетных сделок, когда в случае реализации проектов за счет государственных средств Российской Федерации оборудование, которое будет делаться для использования в этих проектах, делалось бы из российской стали. То есть требовать от поставщиков оборудования хотя бы частично импортировать российскую металлургическую продукцию для [его] изготовления» (цитаты по сайту правительства).

Железная помощь

Металлурги не первый год обсуждают с чиновниками самые разные формы поддержки – от субсидий до защиты от протекционистских мер на рынках ЕС, США, КНР и др. В мартовском протоколе вновь отражено намерение правительства защитить компании от протекционизма на рынках сбыта, а также стремление стимулировать развитие внутреннего потребления металлов.

Такой механизм успешно используется десятками иностранных государств, в том числе многими европейскими странами, Индией, Саудовской Аравией, ОЭА, рассказывает человек, близкий к одной из компаний, руководитель которой участвовал в совещании в Перми.

UC Rusal заинтересована в поставках по офсетным сделкам, говорит ее представитель. Представитель «Северстали» дополнительно комментировать заявление Мордашова отказался. Представители Evraz, НЛМК комментировать инициативу не стали.

Эффект от применения такой меры в России собеседники «Ведомостей» оценить затруднились. Сколько и какого именно металла может поставляться по офсетным сделкам – не ясно. В 2015 г. экспорт металлургических полуфабрикатов вырос на 8,5% до 15,3 млн т (на $4,9 млрд), по данным Федеральной таможенной службы. В январе – феврале экспортировано 2,3 млн т металлургических полуфабрикатов.

Офсетные обязательства могут быть прописаны как в условиях сделок при формировании гостендеров, так и в условиях контрактов госкомпаний, считает старший юрист BMS Law firm Денис Фролов. По сути, это косвенные инвестиции в российскую экономику, говорит он. Это целесообразно для бюджета – лишних инвестиций не бывает, отмечает Фролов.

У российских металлургов в сравнении с зарубежными коллегами не так все плохо благодаря девальвации и росту экспортных цен на прокат, отмечает аналитик «Атона»Андрей Лобазов. Например, рентабельность «Северстали» по МСФО по итогам 2015 г. достигла 32,8%, НЛМК – 24%. Конечно, в целом при этом стальная отрасль переживает кризис, рынки сбыта закрываются, поэтому на фоне растущего протекционизма некоторое увеличение экспорта металлов не помешало бы российским производителям, отмечает аналитик.