Статья опубликована в № 4053 от 12.04.2016 под заголовком: Аптеки «36,6» стали немного американскими

Американская Walgreens Boots Alliance приобрела 15% акций «36,6» и намерена наращивать долю

До кризиса Россия была в тройке самых быстрорастущих фармрынков мира

Американская Walgreens Boots Alliance приобрела 15% акций «Аптечной сети 36,6», крупнейшего в России аптечного ритейлера, сообщили обе компании в понедельник. Одновременно Walgreens получила опцион на увеличение доли в «Аптечной сети 36,6» до контрольной, рассказал «Ведомостям» человек, хорошо знакомый с акционерами российской компании. Американский ритейлер вправе увеличить пакет до 85% в течение ближайших трех лет, уточнил другой собеседник, близкий к «36,6». Walgreens планирует наращивать долю, говорит ее сотрудник.

Walgreens Boots Alliance – крупнейший аптечный ритейлер в мире, образованный в 2014 г. в результате поглощения компанией Walgreens сети аптек Alliance Boots. Объединенная компания управляет более чем 13 100 аптеками и магазинами косметики, парфюмерии и средств гигиены в 11 странах. После слияния с Alliance Boots компания стала еще и крупнейшим фармдистрибутором, владеющим, как следует из информации на ее сайте, примерно 400 центрами дистрибуции. Основные акционеры Walgreens Boots Alliance – Стефано Пессина, KKR Fund Holdings (им принадлежит 20,3% акций объединенной сети) и менеджмент (1,4%), остальные акции – в свободном обращении (данные на 30 ноября 2015 г.). Выручка компании за первую половину текущего финансового года, закончившуюся 29 февраля, выросла к уровню годичной давности на 28,4% до $59,2 млрд, чистая прибыль сократилась до $2 млрд с $2,9 млрд годом ранее.

«Аптечная сеть 36,6» – лидер российского розничного фармацевтического рынка, под ее управлением уже аптеки «36,6», A.v.e и «Горздрав», а с конца 2015 г. она находится в процессе слияния с конкурентом – группой А5. Суммарная выручка двух сетей по итогам 2015 г. составила 54,1 млрд руб., их долю на российском аптечном рынке (в деньгах) отраслевое агентство DSM Group оценивает в 5,7%.

Судя по раскрытой обеими компаниями информации, сделка структурирована так. «Аптечная сеть 36,6» приобрела дистрибуторский бизнес Walgreens в России – 100% голландской Alliance Boots Holding B.V., которая владеет российским ООО «Альянс хелскеа рус». Взамен структура Walgreens – Alliance Boots Holdings Ltd. получила 15% акций «Аптечной сети 36,6». Федеральная антимонопольная служба ходатайства о покупке доли в «Аптечной сети 36,6» от Walgreens не получала, сказал представитель службы; по закону согласованию подлежит приобретение 25% голосующих акций и более.

Рынок фрагментирован

Стать крупнейшей сетью аптек в России «36,6» помогли несколько сделок. В 2015 г. она приобрела сеть премиальных аптек A.v.e Group, а в 2014 г. – российский бизнес Oriola-KD (бренды «Старый лекарь» и «03»). Но даже объединившись с А5, она займет, по оценке DSM Group, всего 5,7% рынка.

Чьи акции приобрела Walgreens, представители компаний не уточняют. Однако один из анонимных собеседников «Ведомостей», близкий к «Аптечной сети 36,6», говорит, что сделка прошла «за счет акционеров», без допэмиссии, но никто из акционеров «36,6» не вышел из бизнеса «36,6» окончательно. Допэмиссии не было, Walgreens получила часть ранее выпущенных акций, сообщил и сотрудник Walgreens.

До сделки с Walgreens 75,58% акций российской аптечной сети принадлежало кипрской Palesora Ltd., владельцы которой – гендиректор «36,6» Владимир Кинцурашвили и председатель ее совета директоров Иван Саганелидзе. Если предположить, что все акционеры «36,6» снизили доли равномерно, то пакет Кинцурашвили и Саганелидзе должен был сократиться до 64,2%. А в будущем может сократиться еще: для объединения с А5 «Аптечной сети 36,6» предстоит выпустить 1,5 млрд дополнительных акций, из которых не более 950 млн вправе приобрести ООО «Концерн «Россиум», структура крупнейшего совладельца А5 – владельца МКБ Романа Авдеева. Сейчас «Россиум» контролирует 62,94% A5, еще 31,25% – у инвестфонда Baring Vostok Capital Partners и 5,81% – у Palesora.

Представитель Ba­ring Vostok Capital Par­t­ners и Авдеев от комментариев отказались.

Российский коммерческий рынок лекарств должен стать очень интересным для иностранных инвесторов в долгосрочной перспективе – лет через 7–10, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. До кризиса он входил в мировую тройку самых быстрорастущих (наряду с Китаем и Бразилией), напоминает он, однако из-за девальвации рубля сократился примерно на 30% в долларовом выражении. Рост коммерческого рынка лекарств в 2015 г. составил 9,4% – в стоимостном выражении он составил 740 млрд руб., согласно данным DSM. А вот по количеству проданных упаковок он сократился в прошлом году на 5,6% до 4 млрд шт., говорится в отчете агентства.

Представитель Walgreens Boots Alliance не стал обсуждать перспективы российского фармацевтического рынка официально.

Walgreens не только получает перспективный актив – она еще и избавляется от управления российским дистрибуторским бизнесом, покупателя на которого искала уже давно, продолжает Шуляк. О том, что «36,6» ведет переговоры о приобретении дистрибутора Alliance Healthcare Russia, стало известно летом 2015 г. Выручка ООО «Альянс хелскеа рус» (основная структура российского подразделения) в 2015 г. выросла на 9% и составила 79,7 млрд руб., согласно данным DSM Group. Доля этой компании на российском рынке дистрибуции фармацевтических препаратов составляет 7,8% (см. график).

В конце марта «Аптечная сеть 36,6» заявила о намерении вернуться к активному развитию оптового бизнеса. В течение трех лет компания планирует войти в тройку крупнейших фармдистрибуторов России. Развивать оптовый бизнес будет «дочка» «36,6» – ООО «Гуд дистрибьюшн партнерс», которое было создано на базе складского комплекса приобретенного в 2014 г. российского подразделения Oriola-KD.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать