Российские золотодобытчики привлекательные, но неликвидные

Девальвация помогла российским золотодобытчикам оказаться среди самых эффективных компаний
Дневной оборот акциями всех российских золотодобывающих компаний на рынке не превышает $7 млн/ Александр Колбасов/ ТАСС

Главное – не упустить время. Текущее увеличение рентабельности российских золотопроизводителей – временное явление, скептичен аналитик БКС Кирилл Чуйко. Полученные конкурентные преимущества сохранятся только до тех пор, пока цены на нефть остаются низкими, а это, по прогнозам БКС, будет лишь в ближайшие два года, говорит эксперт. «Я не инвестирую в золотодобывающие компании, поскольку вижу дальнейшее ослабление цен на золото, предпочитаю сектор агрокультур», – заявил «Ведомостям» бывший партнер Джорджа Сороса по фонду Quantum Джим Роджерс. Но, например, «Ренова» Виктора Вексельберга скупила 14% акций золотодобывающей Petropavlovsk, несмотря на проблемы компании с долгами из-за убыточной железорудной «дочки».

Стратегические инвесторы в горнодобывающий бизнес уходят из капитала российских золотодобывающих компаний. Только за IV квартал 2015 г. BlackRock продала 100 000 акций Polymetal, Vanguard Group – 300 000 акций, а также BNP Paribas – 2,6 млн акций Nordgold. Крупнейший российский производитель золота Polyus Gold в прошлом году вообще ушел с Лондонской биржи. А у остальных российских золотодобытчиков три года подряд снижается количество торгуемых на бирже в Лондоне бумаг. В 2015 г. годовой объем торгов бумагами Polymetal был вдвое меньше, чем в 2013 г. У Polyus Gold (пока компания торговалась на бирже) – в 4 раза меньше. Хотя еще в 2013 г. Petropavlovsk входил в FTSE 250, а Polymetal был включен в список FTSE 100 до лета 2013 г., когда его исключили из-за падения капитализации на 30%.

Дневной оборот акциями всех российских золотодобывающих компаний на рынке не превышает $7 млн, из них $5 млн приходится на Polymetal, отмечает старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Для сравнения: дневной оборот только акциями крупнейшей в мире Barrick Gold – $300 млн, а Goldcorp – $170 млн, говорит эксперт.

Но российские золотодобывающие компании сейчас могли бы стать очень привлекательны для инвесторов. Им помогла девальвация (среднегодовой курс рубля в 2015 г. опустился к доллару на 37% до 61,29 руб.) и рост цен на золото (только с начала 2016 г. они выросли на 12% до $1255 за унцию). В итоге почти у всех российских золотодобытчиков по итогам прошлого года прибыль: у «Полюс золота» (операционная компания Polyus Gold) – $1,1 млрд, у Nordgold – $188 млн, а у Polymetal – $296 млн. Последняя получила прибыль впервые с 2012 г., тогда компания заработала $428 млн. В это время иностранные компании терпят убытки. Например, у Barrick Gold – $2,8 млрд из-за списания $3,1 млрд. Работающая в России Kinross без прибыли с 2012 г.

Значительная часть затрат российских компаний – это топливо и фонд оплаты труда, а благодаря дешевой нефти (подешевела за 2014–2015 гг. в 2,5 раза до $40 за баррель) удается держать низкую себестоимость производства, отмечает управляющий активами General Invest Денис Горев. Например, полные затраты у «Полюса» за прошлый год – $610 за унцию, тогда как у Barrick Gold – $831, а у Kinross – $970. У Nordgold – в среднем $793 за унцию (большая часть добычи компании – в Гвинее и Буркина-Фасо, а затраты на российских активах – около $580–640 за унцию). В итоге «Полюс», Nordgold и Polymetal второй год подряд в пятерке самых рентабельных золотодобывающих компаний (см. таблицу).

Инвестировать в российские золотодобывающие компании сейчас интересно, если принять, что цены на золото в среднесрочной перспективе вырастут до $1400 за унцию, а все другие показатели останутся неизменными, считает Горев. Но единственная компания, у которой есть хорошая ликвидность, – это Polymetal (в свободном обращении 49,9% акций. – «Ведомости»), говорит он. Аналитики «Сбербанк CIB» и Raiffeisenbank рекомендуют бумаги Polymetal как защитный инструмент.

У «Полюса» на Московской бирже торгуется около 5% акций. Nordgold с начала 2015 г. проводит обратный выкуп акций – в свободном обращении только 9,27%, остальное – у Алексея Мордашова. Впрочем, «Полюс» может продать инвесторам минимум 5% акций. Для Nordgold получение премиального листинга на Лондонской бирже и включение в индексы FTSE – стратегическая задача, передал через представителя гендиректор компании Николай Зеленский. По его словам, компания намерена увеличить free float «минимум до 25%».