Бизнес
Бесплатный
Анна Зиброва|Мари Месропян
Статья опубликована в № 4093 от 10.06.2016 под заголовком: Парк альфа-вагонов

Альфа-банк выдаст 70 млрд рублей кредитов для объединения отечественного грузового парка

Есть и альтернативное предложение – трех крупнейших банков

Вагонный бизнес недостаточно доходен, чтобы операторы могли покупать новые вагоны, а их количество в эксплуатации снижается, потому что старые выбывают. Эта ситуация вынуждает операторов задумываться об объединении парков. Один такой план провалился – он назывался «Ураган» и предусматривал консолидацию 200 000 вагонов государственных лизинговых компаний («УВЗ логистики» (УВЗЛ), которая входит в «Уралвагонзавод» (УВЗ), и «ВЭБ-лизинга») на базе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Затем вагоны должна была взять в сублизинг компания UTL Александра Карманова.

Но для сделки нужно было госфинансирование и одобрение профильных министерств. Вице-премьер Аркадий Дворкович план не поддержал – и предложил консолидировать вагоны на рыночных принципах, без государства.

Бенефициаром сделки без участия государства может стать та же самая UTL. Новый план таков: Альфа-банк открыл лизинговой компании «Трансфин м» (подконтрольна НПФ «Благосостояние», принадлежащему РЖД) кредитную линию на 56 млрд руб. – на покупку УВЗЛ вместе с долгами, они будут погашены после сделки. Еще 14 млрд руб. Альфа-банк готов выдать ГТЛК на покупку 6700 новых инновационных полувагонов у УВЗ. Схему сделки описали человек, знакомый с менеджментом лизинговых компаний, и человек, близкий к Альфа-банку. В ГТЛК подтвердили, что кредит на 14 млрд руб. одобрен и пойдет на инновационные вагоны УВЗ.

Карманов на просьбу подтвердить сделку ответил, что он и принадлежащий ему Евразийский трубопроводный консорциум выступят поручителями по обоим кредитам, а UTL возьмет вагоны в лизинг. Человек, знакомый с менеджментом акционера «Трансфин м», знает, что совет директоров компании сделку еще не одобрил.

Парк УВЗЛ (с учетом финансового лизинга) в октябре насчитывал 38 375 вагонов. Весь подвижной состав новый, не старше 2010 г., а значительную долю в парке занимают инновационные вагоны с повышенной нагрузкой на ось. В 2015 г. компания перевезла 39,3 млн т грузов, 66% пришлось на уголь. Выручка УВЗЛ по РСБУ за 2014 г. (более свежих данных нет) – 12,5 млрд руб., чистая прибыль – 43,5 млн руб.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает парк УВЗЛ примерно в 70 млрд руб. Человек, близкий к Альфа-банку, говорит, что кредит может выдаваться траншами, и объясняет, что Альфа-банк сейчас меняет стратегию: сокращает число клиентов, но самым надежным готов увеличивать суммы кредитов. «А в бизнесе, связанном с вагонами, банк разбирается очень хорошо», – резюмирует он. Представитель Альфа-банка от комментариев отказался. Человек, знакомый с менеджментом «Трансфин м», считает, что для компании это неподъемный кредит: «Вероятно, компании придется заложить по этому кредиту выручку по договорам лизинга на купленные вагоны».

Альфа-банк одобрил UTL как конечного получателя вагонов, знает человек, близкий к одной из сторон сделки. Если она состоится, парк UTL будет насчитывать 51 875 вагонов. После консолидации парк будет передан в управление одной из крупных компаний-операторов, среди которых Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД), Первая грузовая компания Владимира Лисина, «Новотранс», объяснил Карманов.

Сейчас парк УВЗЛ находится в трехлетней аренде у ФГК, и ФГК планировала купить эти вагоны у УВЗЛ. Интерес сохранился, рассказал человек, близкий к ФГК, сейчас заканчивается due diligence. ФГК открыты достаточные лимиты в трех крупнейших банках России, а также в Альфа-банке, знает член совета директоров ФГК.

Если предложение «Трансфин м» окажется более привлекательным, арендный контракт УВЗЛ и ФГК может быть расторгнут, говорит человек, знакомый с условиями контракта: в нем нет официального одобрения всех лизингодателей на сделку («Сбербанк-лизинг», «Газпромбанк-лизинг»).

Отсутствие одобрения одного из лизингодателей в сегодняшней практике применения не дает оснований к расторжению договора, говорит старший юрист BMS Law Firm Денис Фролов, договор аренды будет практически невозможно расторгнуть, если нет нарушения его условий одной из сторон.

Человек, близкий к УВЗ, сказал, что в компании рассматривают различные предложения. Человек, близкий к одной из сторон сделки, сообщает, что покупка УВЗЛ со всеми ее долгами позволит УВЗ решить текущие финансовые проблемы – в частности, снимет поручительства за «дочек» на 50 млрд руб.

В сентябре прошлого года УВЗ просила правительство о докапитализации на 35 млрд руб. В конце прошлого года президент России Владимир Путин поручил правительству разработать программу финансового оздоровления УВЗ, в числе предложений фигурировала и продажа УВЗЛ.