«Роснефть» хочет на год отложить поставку нефти в строящийся трубопровод «Транснефти»

Из-за этого Заполярье – Пурпе не будет заполнен, а «Роснефти» грозит штраф
Новый нефтепровод Заполярье – Пурпе окажется не полностью загружен после запуска в ноябре/ Георгий Гранин/ РИА Новости

«Роснефть» попросила «Транснефть» снизить план поставки нефти в нефтепровод Заполярье – Пурпе, передал «Интерфакс» со ссылкой на начальника управления стратегического развития «Транснефти» Расима Мингазетдинова. Просьба поступила 1 июня. По его словам, «Роснефть» планировала поставить в Заполярье – Пурпе в 2017 г. 3,3 млн т, в 2018 г. – 6,576 млн т, в 2019 г. – 7,5 млн т. «Теперь они просят с 2018 г. поставлять нефть в объеме 5,5 млн т, в 2019 г. – 7,1 млн т», – уточнил он. То есть недопоставка – около 5 млн т. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос «Ведомостей».

Эта ситуация – предмет разбирательства между хозяйствующими субъектами, говорит представитель Минэнерго: «Вопрос должен решаться в соответствии с условиями договора, заключенного компаниями».

Заполярье – Пурпе – часть нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор, который должен соединить месторождения Ямала с трубой Восточная Сибирь – Тихий океан. Отрезок Пурпе – Самотлор запустили в октябре 2011 г. Старт первой очереди Заполярье – Пурпе (мощность – 32 млн т с возможностью расширения до 45 млн т) был намечен на 2015 г., затем перенесен на конец 2016 г., из-за того что компании пересматривали планы по поставке нефти. «Транснефть» обещала его запустить в ноябре. Нефть будут поставлять «Северэнергия» (СП «Новатэка» и «Газпром нефти»), «Газпром», «Мессояханефтегаз» (СП «Газпром нефти» и «Роснефти»), «Роснефть», «Лукойл». Другие компании о пересмотре планов не сообщали, говорит представитель «Транснефти». Их представители не ответили на запросы.

Порт Махачкалы без нефти

«Транснефть» опасается прекращения транзита нефти через порт в Махачкале, следует из сообщения компании: «Криминальная обстановка на «Дагнефтепродукте» и бездействие республиканских административных структур фактически приводят к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру России, принадлежащую государству. Закрытие – а как следствие и потеря транзитного канала – приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как Баку – Тбилиси – Джейхан и порты Грузии».

«Роснефти» грозит штраф, так как в договоре об оказании услуг по транспортировке нефти от 21 января 2015 г. было предусмотрено условие «качай или плати», говорит представитель «Транснефти» (сумму штрафа он не раскрыл). Исходя из того что в 2016 г. «Роснефть» хочет прокачать по системе «Транснефти» 178,7 млн т нефти за 277,3 млрд руб., получается, что за непоставленные в Заполярье – Пурпе 5 млн т она может заплатить около 8 млрд руб.

Представитель «Транснефти» напомнил, что «Роснефть» перенаправила нефть с месторождений Сузунское, Тагульское и Русско-Реченское (принадлежали ТНК-ВР, которую купила «Роснефть» в 2013 г.) на собственный нефтепровод Ванкор – Пурпе. В среду «Роснефть» сообщила, что ожидает падения добычи на Ванкорском месторождении (на 1 млн т до 21 млн т в 2016 г.), нефть которого также транспортируется по Ванкор – Пурпе.

«Роснефть» обещала выполнить обязательства по заполнению Заполярье – Пурпе, для этого будет использовать НПС-2, чтобы тяжелую нефть Русского месторождения смешивать с конденсатом Восточно-Уренгойского месторождения (разработка валанжинской залежи начата в сентябре 2015 г.), напоминает «Интерфакс». Изменение схемы повлияло на окупаемость трубопровода Заполярье – Пурпе, продолжает представитель «Транснефти». Стоимость строительства – 211 млрд руб.

Русское будет запущено в 2017 г., планировала «Роснефть» в 2014 г. Разработка, видимо, затягивается в том числе из-за падения цен на нефть, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Оно будет запущено в 2018 г., добыча в 2020 г. составит 4 млн т, прогнозирует старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. О его разработке «Роснефть» договорилась с китайской Sinopec, которая недавно просила правительство России улучшить условия для вхождения компании в проект, в частности предоставить льготную экспортную пошлину.