Концессионер проекта трамвайной сети в Красногвардейском районе планирует выпустить облигации

Их доходность может превысить инфляцию, рассчитывает компания
Для финансирования проекта трамвайной сети в Красногвардейском районе концессионер планирует выпустить облигации/ Е. Егоров / Ведомости

ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК; должна за 2,5 года реконструировать не менее 14 км трамвайных путей, построить депо, закупить подвижной состав и проч.) рассчитывает, что доходность проекта составит индекс потребительских цен плюс 5,5%, рассказал «Ведомостям» директор ТКК Сергей Окутин. Точная величина будет понятна после завершения расчетов, в реальности она может оказаться ниже, уточнил он. ТКК на 60% принадлежит ИК «Лидер», по 10% – у ЛСР, ООО «МК-20СХ» и двух аффилированных с «Лидером» компаний. В мае ТКК заключила концессионное соглашение с Петербургом на 30 лет. Инвестиции составят 33,7 млрд руб., в том числе строительство и содержание объекта – 12,5 млрд руб., из которых 1,3 млрд руб. – из бюджета города. По словам Окутина, для финансирования проекта планируется выпуск концессионных облигаций со сроком обращения не меньше 17 лет, первый транш объемом от 3,5 млрд до 4 млрд руб. может быть размещен в этом году.

Еще 20 млрд руб.

Банк ВТБ готов инвестировать не менее 20 млрд руб. в проекты ГЧП в транспортной сфере Петербурга, это могут быть проекты строительства веток легкорельсового транспорта от станции метро «Кировский завод» до Петергофа через «Балтийскую жемчужину» и от аэропорта «Пулково» до станции метро «Купчино» с возможностью продления до «Экспофорума» и города-спутника Южный.

На этой неделе ТКК объявит тендер на закупку более 20 пятисекционных трамваев со стопроцентно низким полом, которые смогут обеспечить пиковые нагрузки, объясняет Окутин. Их вместимость – 5600 пассажиро-мест, в сутки планируется перевозить до 90 000 человек. По словам Окутина, компания пригласит к тендеру производителей из России, Европы и Азии. В России никто не производит пятисекционные трамваи, говорит Владимир Усов, заместитель гендиректора УКВЗ им. Кирова. Это подтверждает представитель ООО «Трамрус» (СП «Трансмашхолдинга» и Alstom). УКВЗ рассматривает возможность участия в конкурсе, говорит Усов: «У нас есть модуль, который можно доработать до пятисекционного трамвая, но это займет много времени». «Трамрус» заинтересован в тендере, окончательное решение будет принято после знакомства с конкурсной документацией, утверждает его представитель. Интерес к конкурсу также проявляет ООО «ПК «Транспортные системы», которое уже поставляло в Петербург низкопольные трамваи, говорят участники рынка. Получить комментарии компании не удалось.

Начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский называет доходность проекта высокой: «Самые выгодные предложения от российских компаний предполагают доходность в 6%, но в них гораздо больше рисков, здесь же город выступает гарантом проекта». В мировой практике норма доходности в транспортных проектах ГЧП – от 12 до 20%, инфляция за 2016 г. вряд ли будет ниже 10%, планируемая доходность ТКК составит 16–18,5%, говорит Евгений Мазур, руководитель проектов практики «Инфраструктура» группы «НЭО центр». По его словам, средняя доходность на капитал в ГЧП-проектах, реализация которых началась в РФ с 2010 по 2014 г., – от 18 до 25%. «Рынку не хватает инструментов с плавающей доходностью выше инфляции на несколько процентных пунктов», – говорит руководитель отдела розничных продаж УК «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский. В случае кассовых разрывов такую высокую доходность будет обеспечивать бюджет города, добавляет он.