Статья опубликована в № 4106 от 30.06.2016 под заголовком: Розница закончила бурный рост

Российская розница закончила десятилетие бурного роста

До 2020 года темпы роста выручки ритейлеров будут вдвое ниже
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В 2005–2015 гг. российская розничная торговля была одной из самых быстрорастущих в мире и уступала только индийским коллегам по приросту торговых площадей магазинов современных форматов. Совокупный среднегодовой темп (CAGR) прироста выручки десятки крупнейших ритейлеров за это десятилетие составил 21%, подсчитали аналитики Deutsche Bank.

Рост торговли, как правило, коррелирует с ростом ВВП, но в случае с Россией ритейл значительно опередил изменения показателя: в среднем за 2005–2015 гг. ВВП России рос на 3% в год, отмечают аналитики. Сказались и увеличение реальных доходов населения, и государственные программы, поддерживающие потребление, и то, что доля современной торговли изначально была невелика.

Сейчас «долгосрочные перспективы роста российского рынка [розничной торговли] могут быть менее привлекательными, чем в последние 10 лет», сказано в обзоре Deutsche Bank. Ситуация ухудшилась в конце 2014 г. – цены на нефть начали снижаться, рубль – обесцениваться, импорт продовольствия из ряда основных стран оказался под запретом.

«В следующие пять лет мы ждем замедления среднегодового темпа роста российской торговли продовольствием до 6,6%, что лишь немного выше инфляции (5%)», – прогнозируют аналитики Deutsche Bank. Топ-10 федеральных розничных сетей, по их мнению, скорее всего останутся главными источниками роста: в среднем они будут наращивать выручку до 2020 г. на 11% ежегодно.

Новые правила на будущее

Совет Федерации 29 июня одобрил кардинальные изменения в закон о торговле. Если поправки подпишет президент, ритейлерам придется менять модель работы с поставщиками. Сейчас бонус за объем закупок от поставщика для ритейлера ограничен 10%. По новым правилам в вознаграждение сети будут включены услуги по логистике, обработке и продвижению товаров поставщика. Общий размер вознаграждения ограничат 5% стоимости поставки. Закон негативно скажется на всех участниках рынка, заявляла ранее Ассоциация компаний розничной торговли: сократится производство, вымоются с рынка мелкие поставщики и сети, вырастут издержки, сократятся продажи розницы и производителей, сократится ассортимент, снизится прибыльность торговых сетей и налоговые отчисления и проч.

Рост выручки крупнейших сетей замедлится кратно, согласна с коллегами аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. Никакая компания здесь не исключение, отмечает аналитик: главная причина – высокая база. Раньше можно было открыть 100 магазинов и удвоить сеть за год, а сейчас, например, сеть лидера рынка – «Магнита» насчитывает более 10 000 точек, поясняет Колбина. «Рынок достиг определенной степени насыщения», – рассуждает она.

В 2016 г. краснодарский «Магнит» планирует открыть не менее 2280 магазинов (1000–1100 формата «у дома», 1200 дрогери и 80 гипермаркетов) – примерно столько же, сколько за весь 2015 год. На конец мая в сеть входило 12 787 магазинов по всей стране.

Его основной конкурент – X5 Retail Group хочет открыть за год не меньше магазинов, чем в 2015 г., когда ее сеть выросла на 1537 магазинов до 7020. Также X5 заявляла о планах до конца 2019 г. вернуть лидерство на рынке.

Сейчас цены на нефть восстанавливаются, рубль укрепился, продовольственная инфляция замедлилась – можно говорить, что для российских потребителей ситуация в экономике стабилизировалась, считает Deutsche Bank. Этот вывод подтверждает исследование потребительских настроений агентства Initiative на основе данных ADV Brand Heat Index. Если в январе 2016 г. беспокойство россиян достигало пика – 44% респондентов соглашались с утверждением «Очень беспокоит текущая нестабильная экономическая ситуация в стране», – то с февраля его уровень начал падать. В апреле, по данным исследования, доля таких респондентов снизилась до 35%, а в мае – до 31%.

Российскому ритейлу еще есть куда расти, считают аналитики Deutsche Bank. В 2015 г. доля современных форматов в торговле России достигла 66%, на 1000 человек приходится 192 кв. м таких торговых площадей, отмечают аналитики. Тем не менее в странах с развитой розничной торговлей на 1000 человек приходится 400–600 кв. м торговой площади, а доля современной торговли – 75–85%. По прогнозу Deutsche Bank, Россия может достичь близких уровней к концу 2020 г., когда современная торговля может занять 73% рынка.

Для инвесторов российский ритейл по-прежнему история роста и консолидации отрасли, «это не нефтяной сектор», считает Колбина. «Рынок остается быстро растущим в контексте развивающихся рынков, если, например, сравнивать его с розничным рынком Восточной Европы», – отмечает аналитик: если в Польше крупнейший ритейлер занимает почти 20% рынка, то в России доля «Магнита» по итогам 2015 г. – около 7%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more