Закон Яровой может стоить логистическим компаниям 180 млрд рублей

А российским интернет-магазинам – 30–40% товарооборота
Прежде всего подорожает доставка заказов в удаленные регионы/ М. Стулов/ Ведомости

Расходы российских компаний, доставляющих посылки и корреспонденцию, на исполнение антитеррористических поправок, внесенных в Думу депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым и уже одобренных президентом, могут составить 180 млрд руб. Таковы предварительные расчеты Национальной ассоциации дистанционной торговли, рассказал «Ведомостям» ее президент Александр Иванов. В качестве основы для расчетов ассоциация воспользовалась оценкой предстоящих расходов, сделанной «Почтой России» (на нее приходится 70% рынка доставки посылок).

Компания DPD располагает почтовой лицензией и ожидает разъяснений по поводу нового закона от Минкомсвязи; только получив их, можно будет оценивать дополнительные расходы и планировать дальнейшие действия, говорит коммерческий директор DPD в России Леонид Зондберг.

Новый закон вступает в силу с 1 июля 2018 г. С этого момента операторы почтовой связи будут обязаны использовать рентгенотелевизионные и радиоскопические установки, металлодетекторы, газоанализаторы и т. п., чтобы исключить возможность пересылки оружия, взрывчатки и других запрещенных веществ и предметов. На какой стадии пересылки надо проводить досмотр, закон не конкретизирует. Если устанавливать оборудование во все 42 000 отделений «Почты России», на его закупку потребуется как минимум 500 млрд руб., сообщала «Почта России». И еще более 100 млрд руб. в год – на эксплуатацию этой техники и оплату труда обслуживающего ее персонала. В качестве альтернативы машинному досмотру заместитель гендиректора по посылочному бизнесу «Почты России» Сергей Малышев предложил принимать посылки в открытом виде.

Закупать спецтехнику придется и другим компаниям, имеющим лицензии на услуги почтовой связи, и это может удвоить стоимость доставки посылок, предполагает Иванов. А следствием станет снижение количества покупок в интернет-магазинах на 30–40%: покупателей вряд ли заинтересуют товары, доставка которых стоит дороже, чем они сами, прогнозирует он.

Представитель Минкомсвязи не ответил на вопросы «Ведомостей».

Директор по безопасности SPSR Express Дмитрий Мананников сомневается, что с вступлением нового закона в силу в интернет-магазинах сократится количество покупок. Добросовестные операторы экспресс-доставки и ранее принимали меры против пересылки запрещенных предметов, передал он «Ведомостям» через пресс-службу. Для SPSR Express дополнительные издержки на исполнение закона пока не выглядят капиталоемкими, так как компания уже вела работу в этом направлении, говорит Мананников. К тому же новый закон не обязывает операторов непременно устанавливать оборудование для досмотра отправлений в каждой точке, где они принимаются, – его можно использовать только в местах сортировки, считает он.

Цена доставки

269 млн посылок было отправлено в России в 2015 г., по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли. Это на 14,5% больше, чем годом ранее. Чуть менее 30% отправлений доставили независимые перевозчики, остальное – «Почта России», говорит Иванов. В среднем каждая доставка стоила 250 руб. – значит, доходы независимых логистических компаний должны были составить около 19,8 млрд руб.

Там, где к доставке привлекаются внешние партнеры, ответственность за соблюдение норм и правил лежит на них, констатирует представитель «Евросети» Ульяна Смольская. Но, вероятно, законодательные нововведения повлияют на стоимость доставки, считает она.

У «М.видео» на «Почту России» приходится менее 0,01% всех логистических операций, так что новые законодательные требования к операторам почтовой связи не окажут прямого влияния на работу ее онлайн-магазина и сервисов доставки, надеется представитель розничной сети Валерия Андреева. У Ozon.ru 95% заказов доставляются собственными силами компании с собственного склада, говорит ее представитель Мария Назамутдинова. Если затраты на доставку и увеличатся, то только на оставшиеся 5% заказов, которые доставляют почтовые операторы, делает она вывод. Впрочем, даже эти 5% Ozon.ru может доставить заказчикам альтернативными способами, утверждает Назамутдинова.

Закон скажется прежде всего на тех ритейлерах, у которых велик удельный вес трансграничных посылок и которые активно пользуются услугами операторов почтовой связи, говорит представитель KupiVIP. В доставках самой KupiVIP роль почтовых операторов EMS и «Почты России» невелика, в основном компания возит заказы, используя собственную и партнерскую сети доставки, рассказывает он. Глобальных рисков для себя KupiVIP пока не видит и надеется, что ситуация станет яснее, когда закон начнет применяться, говорит собеседник «Ведомостей».

Подорожание доставки непременно повлияет и на ассортимент интернет-магазинов, и на их обороты, уверен первый заместитель гендиректора онлайн-магазина «220 вольт» Леонид Довладбегян. Пострадают трансграничные операторы, такие как AliExpress, eBay, LeEco и т. д., поскольку с подорожанием доставки товары будет дешевле купить в обычном розничном магазине, прогнозирует Довладбегян. Это значит, что пострадают в первую очередь жители отдаленных регионов, которые не могут получить товар иначе, как заказав его доставку, а также люди, чьи возможности передвижения ограничены, предупреждает он.

Конечно, обороты интернет-магазинов снизятся, будут и убытки, и незапланированные траты – меньше всего пострадают розничные сети, у которых вообще нет доставки, а также компании, работающие в высокомаржинальном сегменте, таком как fashion, резюмирует Довладбегян.