«Хеликс» в этом году откроет 100 диагностических центров в России

Еще 600 млн рублей компания вложит в развитие лабораторных
«Хеликс» в 2016 г. откроет 100 диагностических центров и вложит 600 млн руб. в лабораторные комплексы/ Д. Абрамов/ Ведомости

Петербургская сеть диагностических центров «Хеликс» до конца года откроет 70 новых центров по франчайзингу. За первое полугодие 2016 г. открыто уже 30 центров в России, упор в развитии сделан на Центральный федеральный округ, уточняет представитель «Хеликса». В сети «Хеликс» – более 210 лабораторий и центров, из них 20 в собственности, остальные – франчайзинговые. Инвестиции в открытие центра в среднем составляют 3,2 млн руб., выход на самоокупаемость достигается за три месяца, а полный возврат инвестиций – за 16–18 месяцев, говорит представитель компании. Паушальный взнос – от 50 000 руб., роялти – 2% от выручки с четвертого месяца работы, следует из документов компании. Розничная точка оформляет заказ и берет биоматериал. Все анализы обрабатываются в лабораторных комплексах «Хеликса».

Рынок анализов

68,9 млрд руб. – стоимость лабораторных исследований, проведенных в России в 2015 г., по данным BusinesStat. Рост по сравнению с 2014 г. составил 13,8%. Средняя цена исследования повысилась на 13,3% до 592,7 руб.

Лабораторная служба «Хеликс» основана в 1998 г. Ей принадлежит три комплекса площадью более 6000 кв. м в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. «Хеликс» уже вложил 200 млн руб. в автоматизацию выполнения биохимических и иммунологических тестов. До конца 2016 г. на технологическое развитие компания потратит 600 млн руб., цитирует пресс-служба гендиректора «Хеликса» Юрия Андрейчука. По данным «СПАРК-Интерфакса», основной владелец ООО «НПФ «Хеликс» – Сайна Оторбаева (25,2%), у Владимира и Юрия Андрейчуков, Владимира Куликова и Павла Яблокова по 18,7% долей. По итогам 2016 г. компания ожидает выручку в 3,54 млрд руб. (в 2015 г. – 2,43 млрд руб.). В первом полугодии 2016 г. количество заказов увеличилось на 38%, средний чек вырос на 8% по сравнению с тем же периодом 2015 г., сообщает компания. По собственным данным, за год «Хеликс» принимает 1,5 млн клиентов и выполняет 14 млн исследований. В 2017 г. компания планирует увеличить число исследований до 20 млн в год.

Основными конкурентами «Хеликс» называет ООО «Независимая лаборатория «Инвитро» и Северо-Западный центр доказательной медицины (СЗЦДМ). В СЗЦДМ (200 000 пациентов ежемесячно) 17 медицинских центров и 19 лабораторных терминалов на Северо-Западе. В «Инвитро» (8 млн пациентов в год) входит девять лабораторных комплексов и более 800 офисов. «Инвитро» планирует открыть в 2016 г. более 120 медицинских офисов, обещает представитель компании. По его словам, инвестиции в открытие медцентров различных форматов могут составлять от 850 000 до 5 млн руб., средняя окупаемость – 1,5–2,5 года. Паушальный взнос – 700 000 руб. в Москве и 300 000–500 000 руб. в Московской области и регионах. Роялти – 28 000 руб. в месяц с четвертого месяца работы в Москве и с третьего года – в регионах. Средний чек в Москве – 2000 руб., в регионах – 1500 руб.

Ослабление рубля повлияло на всех участников рынка, в лабораторной диагностике, по крайней мере в масштабах «Инвитро», импортозамещение пока невозможно, говорит ее представитель. По его словам, «Инвитро» удалось перевести в рублевую зону большинство контрактов с поставщиками и договориться об удержании фиксированного курса. Коммерческие лаборатории рассчитаны на аудиторию, для которого время важнее стоимости услуг, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, несмотря на наличие крупных игроков, рынок еще не насыщен, поэтому перспективы для развития есть.