«Дочка» «Суммы» может лишиться контракта на строительство взлетной полосы в «Храброво»

Подрядчик на полгода задерживает стройку из-за девальвации и проблем с поставками стройматериалов
Чиновники грозятся отобрать у группы «Сумма» контракт на реконструкцию аэродрома в аэропорту Калининграда, которая ведется к чемпионату мира по футболу 2018 г./ Руслан Шамуков/ ТАСС

Несмотря на то что генподрядчику многократно указывалось на неудовлетворительное ведение [реконструкции аэродрома], все установленные сроки не выдерживаются. Минтранс ищет возможность расторжения контракта», – заявил в пятницу вице-губернатор Калининградской области Александр Рольбинов (его цитирует «Интерфакс»). Смена генподрядчика, по его мнению, позволит вести работы интенсивнее. Представитель правительства Калининградской области на дополнительные вопросы не ответил.

Взлетно-посадочную полосу аэропорта Калининграда «Храброво» реконструирует к чемпионату мира по футболу 2018 г. входящее в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова ООО «Стройновация». Контракт на 3,2 млрд руб. был заключен в сентябре 2014 г., заказчик – Росавиация, срок сдачи – ноябрь-декабрь 2016 г. «Если будет обращение о расторжении контракта со стороны региона, оно будет изучено», – говорит представитель Росавиации. В отставании виноват генподрядчик, перебоев в финансировании со стороны заказчика нет, но поиск нового может еще больше затянуть стройку, опасается федеральный чиновник.

Представитель «Стройновации» объясняет отставание девальвацией и ростом цен на оборудование и материалы. Щебень для стройки поставляется со шведских и норвежских карьеров (в Калининградской области инертных материалов нет), поэтому, когда рубль начал падать, были задержки с поставкой, рассказывает собеседник. По его словам, отставание составляет полгода. На стройплощадке работают 120 человек и 40 единиц техники – компания готова сдать полосу в июне-июле 2017 г.

«По госконтрактам почти в 100% случаев предусматривается расторжение контракта заказчиком во внесудебном порядке путем направления письменного мотивированного уведомления. Подрядчик может в суде пытаться признать отказ недействительным», – объясняет партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев. Нарушение сроков может быть основанием для расторжения контракта, говорит партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Подрядчик может попытаться доказать, что нарушение срока сдачи одного из участков не приведет к опозданию в целом. «На практике подрядчик крайне редко пытается обжаловать отказ госзаказчика от контракта. Если суд признает отказ от контракта незаконным, подрядчик может требовать взыскания убытков», – говорит Фролов. Даже если подрядчик обжаловал в суде отказ от госконтракта, это не мешает заказчику проводить новый тендер: так поступило правительство Санкт-Петербурга – заказчик «Зенит-арены», добавляет Кюрджев.

«На такой стадии менять подрядчика тяжело – только на оценку выполненной работы уйдет 3–4 месяца. Может понадобиться что-то переделывать, а это время и деньги, которых у заказчика уже нет. Как правило, дешевле и быстрее договориться с действующим подрядчиком», – считает гендиректор компании «Штрабаг» Александр Ортенберг.

Аэродром «Храброво» не единственный, где срываются сроки строительства. В «Шереметьево» строительство третьей полосы опаздывало на год – правительство своим постановлением сменило подрядчика. В «Домодедово» новую полосу достраивает прежний. По объектам к чемпионату сроки строительства очень жесткие: успеть не тогда, когда возможно, а когда нужно, признает Ортенберг. Но строители соглашаются работать, так как для них это вопросы выживания, отмечает эксперт.-